Страничка общины храма сошествия Святаго Духа
на Лазаревском кладбище г. Москвы
магазин

Престольные праздники

День сошествия Святаго Духа — наш престольный праздник 

 

Image

Дорогие братья и сестры!

Приглашаем всех на наш престольный праздник! Для многих москвичей уже становится традицией посещение нашего храма в день Святаго Духа. Мы всегда рады гостям.

Слово на праздник сошествия Святаго Духа

 В понедельник по Пятидесятнице Св. Церковь празднует день Всесвятого и Животворящего Духа, наравне и вместе со Отцем и с Сыном почитаемого и прославляемого как Единочестное и Единосущное Лицо Пресвятой Троицы. Накануне празднуется день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на св. апостолов в виде огненных языков, почивающих по одному на каждом из прибывавших в Сионской горнице. Но поскольку праздник этот имеет более широкое значение и смысл, то Святые Отцы установили почтить Всесвятого Духа особым праздником на следующий день.

Пребывая со Своими учениками на Тайной Вечере перед своими страданиями, Господь говорил им: Иду к Пославшему Меня, и лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину (Ин. 16, 4-13). И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин. 14, 16-17). Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15, 26).

ImageПеред самым же Вознесением Своим на небо Господь заповедовал ученикам: Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым (Деян. 1, 4-5). Примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1, 8).

И вот, когда в день Пятидесятницы (через 10 дней после Вознесения Господня) все апостолы с Матерью Божией молились в Сионской горнице, внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 2-4).

В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом: Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились, — слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина (Деян. 2, 5-13).

Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи иудейские, они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать (Деян. 2, 14-18). И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч (Деян. 2, 40-41).

Крестный ходПо учению Святых Отцов, Дух Святой сошел в виде языков, показывая тем самым, что Он возвещает Слово Божие, а также то, что Слово, или язык послужат обращению всех языков, т. е. народов? не только иудеев, но и язычников. Вид же огненный имели эти языки, чтобы показать, что Дух Святой есть Бог, Который в Ветхом Завете был назван «Огнем поедающим» (Втор. 4, 24), и язык Его, как огонь поедающий (Ис. 30, 27), а также чтобы показать, что Господь дал словам апостолов необыкновенную божественную силу.

Кроме того, языки огненные явились разделяемыми по одному на каждого, чтобы показать разделение дарований, но единый их источник. Так, св. ап. Павел писал: По данной нам благодати, имеем различные дарования (Рим. 12, 6). Желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе (1 Кор. 7, 7). К тому же разделение языков огненного Духа, по учению Святых Отцов, служит образом духовного воссоединения когда-то       рассеянного на отдельные враждующие народы человечества, то есть как в Вавилоне во времена столпотворения Бог смешал языки, и люди рассеялись, так теперь Бог даровал апостолам знание языков для просвещения язычников и соединения их в единую Церковь Божию.

В Ветхом Завете Исаия описывал, как Бог освятил его уста (Ис. 6, 6-7), прежде чем послать его на подвиг пророчества, но огненные языки освятили не уста, не язык, а головы апостолов, тем самым показывая, что прежде начала апостольства или учительства, человек должен освятить свой ум. И св. ап. Павел писал о себе и прочих апостолах: Мы имеем ум Христов (1 Кор. 2, 16). И впоследствии среди апостолов и в Св. Церкви утвердился обычай рукоположения в священный сан через возложение рук на главы посвящаемых.

Крестный ходНужно добавить, что были и другие видимые явления Св. Духа в других образах: например, «в виде голубине» во время Крещения Господня, как обычно Он и изображается там, где это бывает уместно. Но о Святом Духе нельзя мыслить каким-либо телесным образом, так же как и об Отце, ибо Они бесплотны, непостижимы и неописуемы. Как учит Св. Церковь, Дух Святой есть Царь Небесный, Дух Истины, Вездесущий и все Собой наполняющий и оживотворяющий, Совершитель нашего освящения. Все действия Св. Духа именуются благодатью Св. Духа, которая сообщается нам по милости Бога Отца и ради заслуг нашего Искупителя. Благодать очищает и обновляет человека через Таинства Св. Церкви и через особые источники благодати: св. иконы, св. мощи, св. воду и другие святыни. Каждый христианин должен благоговеть перед святыней и свято хранить благодать, сообщенную ему, как залог своего спасения.

Прп. Серафим Саровский учил, что смысл всей жизни христианской заключается в стяжании благодати Св. Духа, а св. ап. Павел писал, что тот, кто Духа благодати оскорбляет, будет подвергнут самому тягчайшему наказанию (Ев. 10, 29). Если же Дух Божий живет в вас, — учит апостол, — если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете (Рим. 8, 9-13).

Будем же славить и благодарить Господа за неизреченный Его дар благодати и, отринув плотское мудрование, будем жить для праведности, мира и радости во Святом Духе, и таким образом наследуем царствие Божие (Рим. 14, 17). Аминь.

 
Яндекс.Метрика