Страничка общины храма сошествия Святаго Духа
на Лазаревском кладбище г. Москвы
магазин

История храма Бибирево

Храм прп.Сергия Радонежского и строящийся храм во имя Собора Московских святых в Бибиреве

ИСТОРИЯ ХРАМА

1. Благословением святой Княгини

Начало истории храма прп.Сергия Радонежского и самого села Бибирево восходит к концу XIV века, поскольку она связана с историей Московского Кремлевского Вознесенского женского монастыря.

В 1387 г. скончался Великий Князь св. блгв.Димитрий Донской. Благочестивая Княгиня Евдокия основала в Кремле в своих Княжеских покоях Вознесенский девичий монастырь. Княгиня тайно проводила подвижническую жизнь в посте и молитвах. Получив извещение о приближении смерти, святая приняла в основанной ею обители монашеский постриг с именем Евфросинии, а по кончине была похоронена в основанной ею каменной церкви. Кремлевский Вознесенский монастырь получил статус усыпальницы Великих Княгинь и Цариц.

Вознесенский монастырь был одним из самых крупных и богатых в России. Среди инокинь, подвизавшихся в обители, было много представительниц знатных боярских родов: Колычевых, Сабуровых, Пушкиных и других. В его владении, кроме основной территории в Кремле, были многочисленные вотчины в разных российских городах. Среди них была и пустошь Кожина (Селецкой десятины), пожалованная монастырю Царской грамотой в 1585 году. Эта пустошь находилась в десяти верстах от Бутырской заставы на правом берегу речки Ольшанки (или Алешинки). Здесь в том же 1585 г. и возникает село Биберево (таково было первоначальное звучание и написание названия села), «а в селе,—согласно писцовой книге, — церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы деревянная», при ней дворы священника и церковнослужителей.

Шло Смутное время. Польско-Шведская интервенция привела к разорению многих сел и деревень, которые превратились в пустоши. По писцовой книге за 1623 г. Биберево снова числится пустошью. Однако вскоре жизнь в селе возобновилась, на прежнем месте заново была построена Благовещенская церковь: в 1630 г. с нее уже взимаются подати. В 1638 г. сестры Вознесенского монастыря во главе с игуменьей Анастасией (Сабуровой) получили грамоту Царя Михаила Феодоровича, подтверждающую права на владение вотчинами, в том числе и в Бибиреве.

Село росло очень медленно. На протяжении всей своей истории Бибирево так и осталось бедным и сравнительно малолюдным. К началу ХVIII в. в Бибиреве насчитывалось двадцать дворов, включая монастырский и скотный. Причт состоял из священника и дьячка, которые получали содержание от монастыря. Деревянная церковь с течением времени ветшала. В это время игуменьей Вознесенского монастыря была матушка Евстолия (Лодыгина), известная многими трудами по обустройству существующих и строительству новых храмов как в самом монастыре, так и в его вотчинах. Именно она и предоставила средства на строительство нового храма в Бибиреве. В 1732 г. вместо ветхого храма вчерне был построен новый деревянный с такой же колокольней.

В августе 1755 г. игуменья Вознесенского монастыря Елена (Ржевская) с сестрами обратилась в Московскую духовную консисторию с прошением об освящении построенной в вотчине их монастыря селе Бибиреве новой деревянной церкви, что и было совершено в ближайшие месяцы. Иконы в новый храм перенесли из прежнего, некоторые иконы подарили сестры Вознесенской обители.

Однако уже в 1764 г., в результате секуляризации монастырских земель, село Бибирево и деревня Слободка перешли в ведение Коллегии экономии, составляя с этого времени приход. Церковь, созданная на средства Вознесенской обители, а так же часть земель были отобраны у обители государством. Однако сестры Вознесенского монастыря продолжали покровительствовать своей бывшей вотчине, жертвуя деньги на содержание и ремонт храма. Связь бибиревских храмов и Кремлевской обители продолжалась, несмотря на отсутствие формальных оснований.

После войны с Наполеоном жители Биберева на некоторое время лишились церковной службы и были вынуждены обращаться за совершением треб в другие приходы. В декабре 1813 г. священник был уволен в связи со старостью и слепотой, затем был переведен в другой храм и дьячок. Духовная консистория, несмотря на прошение прихожан, в определении священника отказала, сославшись на «малое количество прихода и отмежеванной земли». Приход села Биберево был приписан к селу Алтуфьеву.

В 1816 и 1818 гг. прихожане, чрезвычайно скорбевшие о лишении церковной службы и желавшие все свои начинания освящать молитвой и благословением священника, вновь обращались с прошениями в Консисторию. Они писали, что число дворов в приходе теперь достаточно и, кроме того, прихожане обещали «вносить по триста рублей, а также и данную предками нашими пахотную землю, сенные и лесные дачи (т.е. участки), которых имеется весьма достаточное количество, чтобы утвердить в полном священно- и церковнослужителей владении и помогать им в обрабатывании оной. Да сверх того на могущие встретиться церковные надобности полагаем особенную дачу лугового сенного покоса».

Наконец, архиепископ Августин назначил к Благовещенской церкви священника, и село Бибирево вновь составило ее приход. В ведомости за 1819 г. сообщается, что при церкви «приходских 43 двора, в них душ мужских 101, женских 124. Причт — священник отец Феодор Васильев, 55 лет, дьячок Николай Симеонов, 46 лет».

В Благовещенском храме хранились древние иконы, написанные по заказу инокинь Вознесенского монастыря.  Позади левого клироса располагалась особо чтимая икона прп.Макария Желтоводского в житии, чудесно обретенная в начале XVII в. в колодце, в двух верстах от с. Бибирева близ межевой ямы, на границе трех селений: Алтуфьево, Бибирево и Медведково. (Ныне эта икона — одна из святынь храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве). В память этого события ежегодно в шестую неделю по Пасхе совершался крестный ход на кладязь с молебным пением и освящением воды в колодце.

В 1859 храм был капитально отремонтирован по благословению свт.Филарета, при настоятеле о.Павле Троицком, подведен каменный фундамент. В 1880-е гг. храм поновлен внутри и снаружи.

2. Новый небесный покровитель

Построение в с.Бибереве нового храма в честь прп.Сергия Радонежского было связано с величайшим явлением милости Божией по молитвам сего святого угодника. «В 1873 г. в июле месяце в местном приходе и прилегающих к нему селениях была повальная холера, в селе умирало ежедневно от трех до пяти человек. В это время в селе Дегутине того же уезда носили икону преподобного Сергия, написанную на гробовой доске (т.е. доске от гроба преподобного Сергия Радонежского из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры)». Настоятель храма и крестьяне села Бибирево попросили сопровождающих ее монахов прийти в их село.

13 июля икона была принесена в село и, как вспоминают очевидцы, совершилось нечто необыкновенное: несшие икону едва успевали идти, она неслась как бы по воздуху. Когда служили посреди села молебен, больные в предсмертных судорогах выходили и выползали из своих домов. С этого дня прекратилась эпидемия в селе и более не возобновлялась, и никто не умер после молебствия, даже из тяжелобольных.

Прихожане постановили ежегодно 13 июля служить молебен преподобному Сергию с водоосвящением и крестным ходом вокруг села, и приобрели икону преподобного Сергия. Тогда же возникла мысль о построении придела в честь сего святого угодника Божия. Когда через двадцать лет деревянная Благовещенская церковь крайне обветшала, было решено построить новый каменный храм во имя прп.Сергия Радонежского. В это время священником в Бибиреве был о.Сергий Соколов, деятельный пастырь-подвижник.

Сергей Иванович Соколов родился в 1853 г. в семье дьячка Георгиевской церкви на Лубянке. Учился в Московской духовной семинарии, где даже по меркам современности давалась серьезное всестороннее образование. В мае 1878 г., был определен преподавателем в народное училище села Поречье Можайского уезда. В 1884 г. епископом Дмитровским Амвросием был рукоположен во священники и определен в село Биберево

Отец Сергий открыл в собственном доме начальное народное училище, где преподавал сам, а также его жена, Александра Ивановна, на руках которой было две малолетних дочери и обширное хозяйство. Кроме того, отец Сергий участвовал в публичных духовно-нравственных собеседованиях в Московской читальне Комиссии народных чтений и был действительным членом Московской Покровской общины сестер милосердия.

В свободное от служения и преподавательских трудов время отец Сергий занимался пчеловодством и шелководством, за что имел награды от Императорского общества акклиматизации и Императорского Московского общества сельского хозяйства. Об этом говорит ведомость о Благовещенской церкви за 1887 г., когда о. Сергию было лишь тридцать четыре года.

13 января 1893 г. причт и прихожане Благовещенской церкви обратились в Московскую духовную консисторию с прошением о постройке нового небольшого каменного храма. К прошению был приложен приговор прихожан о желании участвовать в постройке храма с обещанием лично выполнять все земляные работы; московские дворяне, купцы и мещане жертвовали кирпич, бут под фундамент, средства и святыни. Благочинный сообщил Консистории, что место, предназначенное для храма, удобное, вблизи него, как и во всем селе, нет трактирных и питейных заведений.

Тем не менее Консистория признала имеющуюся в наличии сумму для строительства храма не соответствующей указанной в смете. Тогда отец Сергий Соколов направляет в Консисторию еще одно прошение, с припиской игуменьи Вознесенского монастыря Евгении: «Из числа 3000 руб., означенных в сем прошении, 1200 руб. собраны между сестрами Московского Вознесенского монастыря, которые впредь обещают по возможности продолжить сбор, когда будет получено окончательное разрешение на постройку храма». Учитывая ходатайство игуменьи Евгении и благочинного И.Воскресенского, консистория дала разрешение на строительство храма.

«В результате стараний священника и прихожан, разрешение на строительство было получено в знаменательный для жителей местного прихода день — 13 июля.

Храм был заложен 8 августа 1893 года. По окончании Божественной Литургии, которую совершал настоятель Антиохийского подворья в Москве архимандрит Рафаил вместе с благочинным и священником Сергием Соколовым, диаконом Вознесенского монастыря Соловьевым и при полном хоре инокинь того же монастыря, духовенство с крестным ходом отправилось на место закладки храма, где был отслужен молебен с водосвятием и совершен чин закладки.

По окончании торжества игуменьей Евгенией присутствующим был предложен обед на монастырской даче, находящейся в усадьбе того же села, построенной ее предшественницей игуменьей Серафимой. Здесь было заведено обширное сельское хозяйство, которое служило подспорьем для монастыря.

Проект храма был заказан московскому архитектору Феодору Васильевичу Рыбинскому (род. 1859 г.). Он был сыном свободного художника, окончил московское Училище живописи, ваяния и зодчества со званием классного художника архитектуры и начал практическую деятельность в Строительном отделении Московского губернского правления. Архитектор Рыбинский не только безвозмездно подготовил проект, но и взял на себя архитектурный надзор за постройкой храма. Большое участие в строительстве, как и ранее, принял Вознесенский монастырь (игумении Серафима, затем―Евгения). Постройка храма вчерне была завершена в октябре 1893 г. Тогда же со стороны дороги была построена каменная ограда с большими святыми воротами.

23 мая 1894 г. состоялось торжественное поднятие креста на новый храм. Торжественное освящение храма состоялось 21 августа 1894 г. Чин освящения и Литургию совершил епископ Нестор, викарий Московской епархии с двумя архимандритами. Пел хор монахинь Вознесенской обители. За богослужением присутствовали игуменья Евгения с сестрами и множество богомольцев.

3. Страдальцы за веру

По неисповедимым судьбам Божиим, полноценная церковная жизнь и благолепие храма были восстановлены совсем ненадолго. Грянула революция, трагические последствия которой не могли не коснуться каждого благочестивого человека, тем более священнослужителя. К сожалению, сведения о жизни храма, причта, сестер Вознесенской обители в годы гонений, отрывочны и охватывают лишь отдельные периоды и события.

В 1921 г. двери храма были взломаны и неизвестные тати похитили дорогие богослужебные сосуды. Затем к грабежу приступило уже само безбожное государство.

В мае 1922 г. ВЦИК рабочих и крестьянских депутатов издал постановление об изъятии церковных ценностей. Из Благовещенского храма были изъяты ризы с запрестольного креста и семи икон, серебряные кресты, лампады и кадило и другая утварь. Однако крестьяне любили церковь Божию и, как испокон веков все лучшее русский человек нес в храм Божий, так и теперь, сразу после изъятия ценностей в храм была пожертвована новая дорогая церковная утварь.

В феврале 1924 г., согласно новому законодательству, была оформлена передача храма в пользование церковной общине.

Рассказывают, что в конце 1920-х гг. в Бибирево переселилась часть сестричества разоренной властями Марфо-Мариинской обители.

Монахини уничтоженного в 1918 году Кремлевского Вознесенского монастыря до середины 1930-х гг. продолжали жить на своем хуторе в Бибиреве.  В 1918 г. монастырское подворье было ликвидировано и монахини создали сельхозартель, которая существовала до 1927 г., затем образовали артель по пошиву одеял, которая была закрыта в 1935 году. Матушки помогали священнику Бибиревского храма при совершении богослужений, в уборке и украшении церкви, занимались рукоделием и обучали шитью и вышиванию сельских девочек. Кроме того, на их попечении оставались сад, огороды и скотный двор. Одна из них, Прасковья Миронова была казначеем храма. Жили монахини вместе в одном доме. Несмотря на крайнюю бедность, подавали милостыню.

Настоятелем Биберевского храма в страшные тридцатые годы был священник Алексий Жданов. Немногие сведения о нем содержатся в материалах следственного дела.

Алексей Алексеевич родился в 1893 г., в  деревне Слободка Лебедянского уезда Тамбовской губернии в семье псаломщика. В 1916 г. окончил Тамбовскую духовную семинарию. В дни октябрьской революции вместе со своим отцом, Алексеем Михайловичем занимался сельским хозяйством, имея дом, лошадь, корову, фруктовый сад, пчел и 12 га земли. Священный сан Алексей Алексеевич принял в 1923 г., в разгар безбожных гонений. Несмотря на страшное время, он принимает решение остаться верным сыном гонимой Церкви и, прекрасно зная, какая судьба его ждет, становится священником и назначается в с. Красное Красинского района Тамбовской области.

В 1924 г. о.Алексий, его супруга Вера Павловна, происходившая тоже из духовного сословия, и отец о.Алексия были лишены избирательных прав как «служители культа». В 1928 г. у отца за невыполнение произвольно назначаемого властями «твердого задания» было отобрано все имущество. В 1930 г. о.Алексий был  осужден за неуплату семфонда. Он отбыл один год в исправительно-трудовых лагерях. В 1930 г. был осужден за неуплату налогов на пять лет лишения свободы, но через несколько месяцев был освобожден по кассации Верховного суда.

С 1931 г. о.Алексий живет в Бибирево и служит в храме прп.Сергия Радонежского.

23 марта 1938 г., вместе с семью монахинями Вознесенского монастыря, он был арестован и предан суду «тройки» УНКВД. Им были предъявлены обвинения в организации «группы церковников, ведущих антисоветскую агитацию», в распространении клеветы на колхозы.

Из материалов дела:

«С ликвидацией монастыря монашки прибыли в д. Бибирево в бывшую „дачу усадьбу“, принадлежащую ранее московскому Вознесенскому монастырю, где образовали «филиал монастыря», взяв под непосредственное обслуживание и руководство церковь, расположенную рядом с их дачей, организовали группу верующих из окрестных селений — Бибирево, Подушкино, Лианозово и др., всего 1500 человек, и под видом религиозных обрядов внедряли в массы свои антисоветские контрреволюционные взгляды. С 1932 г. к ним примкнул враждебно настроенный по отношению к советской власти служитель культа Жданов».

Они предоставляли кров священникам и «монашкам, бежавшим из мест ссылок, которых они скрывали в своем доме по нескольку месяцев без всяких документов». Так, общине ставилось в вину даже дело милосердия по отношению к их гонимым братьям и сестрам.

Обвиняемые монахини Вознесенского монастыря:

«Миронова Прасковья (51 г.), являлась руководительницей денежных средств в церкви д. Бибирево;

Донская Дария (54 г.), работает ручницей на фабрике г. Москвы;

Власова Ксения, работает санитаркой в Красно-советской больнице;

Каратаева Евдокия, работает в детских яслях, монашка-послушница игумении Евгении;

Миронова Евдокия, работает в детских яслях;

Машкина Анастасия, работает няней в Красно-советской больнице;

Новикова Марфа (65 лет), мать Миропия, существует на то, что ходит по деревням и читает псалтирь о умерших».

«В декабре 1937 г., перед выборами в Верховный совет СССР монашки созвали свое собрание под руководством Жданова и обсуждали вопрос о выборах. На собрании Жданов говорил: «Надо являться всем на выборы, а то за неявку советская власть лишит всех прав, отберет паспорта и вышлет умирать с голоду». Еще он говорил: «Советская власть плохая, жить стало трудно, скоро будет война, советской власти не будет, будет Царь».

Виновным себя Жданов признал только в том, что враждебно относился к советской власти за репрессии, но проведение контрреволюционной агитации отрицал».

Все монахини были осуждены на 8 – 10 лет лагерей.

Отец Алексий 7 июня 1938 г. был приговорен «тройкой» УНКВД к расстрелу. Постановление приведено в исполнение 4 июля 1938 г. на Бутовском полигоне.

Его супруге Вере Павловне, оставшейся с двумя малолетними сыновьями на руках, сообщили, что отец Алексий осужден на десять лет без права переписки и выслан в дальние лагеря. До 1957 г. они ничего не знали о его судьбе. В 1957 г. Вера Павловна обратилась в КГБ СССР с просьбой сообщить о судьбе своего мужа, о том, жив он или умер, и в Главную прокуратуру СССР  с просьбой о его реабилитации. В связи с этим было рассмотрено дело отца Алексия и монахинь Вознесенского монастыря и обнаружено, что «в основу его обвинения были положены противоречивые показания свидетеля Грибова о разговорах антисоветского характера группы лиц, привлеченных по делу, и эти разговоры свидетелю Грибову стали известны от третьих лиц, которые по делу не допрашивались. Кто конкретно вел антисоветские разговоры из этих показаний не видно».

22 ноября 1957 г. Президиум Московского областного суда принял решение: «Постановление тройки при УНКВД по Московской области в отношении Жданова Алексея Алексеевича отменить и дело о нем за недоказанностью обвинения производством прекратить».

Матушка отца Алексия, Вера Павловна  работала медсестрой в Лианозовской поликлинике (в 1957 г.).  Будучи выброшена с детьми из дома, она нашла приют у главврача больницы, жившего в старой квартире с большой прихожей, где он и поселил матушку. Младший сын, Михаил, работал потом на заводе «почтовый ящик» N 31». Старший сын Николай, танкист, погиб в 1945 г.

Несмотря на скудность сведений о жизни и мученическом подвиге священника Алексия Жданова, несомненно, что он был достойнейшим пастырем, мужественно принявшим на себя служение Церкви в страшные годы гонений, не оговорившим на мучительном, очевидно, с применением пыток, следствии ни себя, ни кого-либо другого. Надеемся на прославление отца Алексия в лике Новомучеников Российских.

Из устных воспоминаний жителей района Бибирево

Лжесвидетель Грибов, виновный в смерти священника и заключении в лагеря монахинь, был председателем сельсовета. Старожилы рассказывают, что он обладал паталогической ненавистью к вере и святыням; погубил многих невинных людей. Прихожанка Вера свидетельствует, что ее мать, приходя к нему в то время по делам, видела, как он колол топором иконы и топил ими печь.

После ареста остальных монахинь, схимонахиня Филарета тайно жила в доме старосты храма Александры, в маленьком незаметном закутке за печкой. Она была очень пожилая. Александра рассказала хорошо знакомой ей благочестивой женщине Любови следующее. Один нищий многократно настойчиво расспрашивал ее, кто находится в ее доме. На вопрос, почему это так интересует его, он сказал, что видел над домом огненный столп, поднимающийся к небу.

Схимонахиня Филарета скончалась примерно в 1945-47 гг. и была похоронена в могилу схиигумении Екатерины, скончавшейся примерно в 1926 гг.

Монахини Миропия и Евдокия вначале находились в Бутырской тюрьме, потом были сосланы в Сибирь. Монахиня Миропия там и скончалась, о чем рассказала мон. Евдокия, которая возвратилась в нач. 50-х гг. и уехала жить в деревню к брату.

Вспоминают, что в Бибирево нередко заходил священник Михаил, в годы гонений взявший на себя подвиг странничества, а, возможно, и юродства. Дожившие до наших дней свидетельницы были в то время маленькими детьми, но некоторые его неординарные предсказания им запомнились. Рабе Божией Любови о.Михаил сказал, что она будет жить в очень высоком доме, но из чего будет дом, он не знает. Через десятки лет село Биберево стало одним из спальных районов Москвы, застроенных многоэтажными панельными домами. Действительно, их семье дали квартиру в таком доме. Дети запомнили также, что в 20-е годы был разогнан женский монастырь на станции Бескудниковская. Игуменья со слезами передала в эту благочестивую семью монастырскую икону Воскресения Христова.

4.Разорение храма

В 1931 г. в селе Бибирево был образован колхоз. Около 1935-1936 гг. и Благовещенский, и Сергиевский храмы были закрыты. Предлогом для закрытия послужило то, что церковный совет якобы украл ковры из церкви. Члены совета получили небольшие сроки, а власти смогли беспрепятственно закрыть храм. После закрытия колхоз быстро приспособил храмы под свои нужды. Деревянную Благовещенскую церковь и колокольню разобрали. Из толстых и прочных бревен была построена колхозная ферма. В каменной церкви прп. Сергия Радонежского первоначально был устроен склад комбикорма, прямо в алтаре. Сельский некрополь, где покоились отцы, матери и деды колхозников, подвергся разорению: деревянные кресты были уничтожены, а некоторые могилы вскрыты.

В 30-е годы храмом завладел директор небольшого завода металлоизделий, что повлекло за собой уничтожение интерьера и разделение внутреннего объема храма на два этажа; директор сразу же принялся ломать внутреннее убранство и возводить пристройки. В 1967 в храме помещалась фабрика по изготовлению выключателей, а вокруг стояли совхозные теплицы, где выращивали огурцы. С северной стороны была кирпичная пристройка. В 1980 г. здесь уже была автомастерская без вывески. На луковичной главе сохранялся крест, хотя сама глава существовала в виде металлического каркаса. Обезобразившие храм пристройки облепляли его со всех сторон, их обнесли деревянным забором. К началу 1980-х годов последние жители были переселены в новые районы, последние хозяева оставили бывший храм. В это время были утрачены крест и глава.

Об этом сохранились воспоминания очевидцев: «В 1972 г. мы переехали на жительство в Бибирево. Церковь стояла тогда среди благоухающей травы в овраге. А в храме был какой-то слесарный цех. Храм не действовал, но крест над ним был такой, какого я больше никогда и нигде не видела: какой-то он был стройный, изящный и легкий, а в середине креста, где пересечение, была вставлена довольно большая икона: на лазоревом (по-моему, на эмали) фоне золотое выпуклое изображение Божией Матери с Младенцем Христом на руках. Красоты необыкновенной! Так прошло два с половиной года. Вдруг крест исчез, кто-то  его снял.

В разговоре с церковнослужителем Евгением Николаевичем я услышала, что какие-то жители позарились на крест, решили, что там есть золото. И вот какой-то человек, взяв с собою сына лет 13—14, сел на трактор; они, видимо, как-то  зацепили крест и при помощи трактора сорвали его и поволокли к дому на Костромской улице. Их путь пролегал через маленький прудик или около него. Дело было поздней осенью. Когда они переезжали через пруд, трос лопнул, ударил мальчика и убил насмерть, а крест погрузился в глубину пруда, где и до сих пор, по-видимому, пребывает. Потом пруд засыпали, а по прошествии примерно восьми лет  построили здание (вроде бы стоматологическую поликлинику)».

На государственной охране здание храма не числилось, хотя представляло собой характерный образец сельского храма в русском стиле конца ХIХ в. Кроме того, храм даже в заброшенном виде, был украшением нового района, сплошь заставленного одинаковыми прямоугольными жилыми постройками, лишенными всяких архитектурных достоинств.

В конце 1980-х гг., в связи со строительством станции метро «Бибирево», над Сергиевским храмом нависла новая угроза уничтожения. Псаломщик храма Костицын Иван Васильевич вспоминает: «Решили снести храм и подогнали к нему строительную машину с металлическим шаром, специально для сноса старых зданий. Стали раскачивать шар и бить по храму. Любое другое здание—храм-то маленький—разлетелось бы от первых ударов. А храм нет – стоит. Водитель выпрыгнул из своей машины и бежать. Видимо, испугался. Да, у нашего храма и стены святые».

К счастью, Кировскому районному отделению Всероссийского общества охраны памятников удалось спасти церковь и начать работы по консервации. О реставрации не могло быть и речи — не было средств.

5. Возрождение

В 1989 г. Сергиевский храм был передан общине верующих. До начала 1990 г. место настоятеля оставалось вакантным, многие священники отказывались занять его, пугаясь размеров предстоящих реставрационных работ.

В январе 1990 г. настоятелем храма был назначен пртоиерей Петр Давыдов. Благодаря его самоотверженным трудам и бескорыстной помощи прихожан, 24 марта 1990 г. храм был освящен. С этого времени по настоянию отца Петра в полуразрушенном храме шло регулярное богослужение. В 1992 г. был построен кирпичный дом для причта, к храму пристроена крытая паперть. Построен Благовещенский придел, в память об утраченном безвозвратно Благовещенском храме, на том же месте, где он стоял.

До назначения в Сергиевский храм отец Петр служил в храме св.мч. Иоанна Воина на Якиманке, в храме Тихвинской иконы Божией Матери около станции метро «Алексеевская». В храм прп.Сергия он пришел уже в возрасте 62 лет. И за 12 лет самоотверженного труда ему удалось с Божией помощью сделать очень и очень многое. Несмотря на преклонный возраст и недуги, батюшка лично руководил всеми реставрационно-строительными работами, нанимал рабочих, закупал стойматериалы, покупал церковную утварь, иконы и многое-многое другое, сам красил, штукатурил, выносил мусор. Батюшка сам реставрировал старинные иконы. Он был совершенно нестяжательным, деньги за требы всегда старался отдать певчим.

Отец Петр был человеком очень скромным, по-христиански смиренным, не любил быть в центре внимания, тяготился празднествами и застольями. Он любил быть один, чтобы молиться и беседовать с Богом. Отец Петр обладал ценными деловыми качествами, был хорошим администратором, к подчиненным был требователен. Однако, когда к нему приходили люди со своими скорбями и житейскими проблемами, он умел утешить, как никто. Разговаривал со всеми, кто к нему обращался безотказно.

В последние годы жизни отец Петр постоянно был при храме. Даже и умер при храме, приехав сюда из дома, чтобы решить некоторые хозяйственные дела. Как жил отец Петр для того, чтобы послужить Богу, Православной Церкви и людям, приходившим в восстановленный им храм, так же он и умер, исполняя свой долг христианина. Здесь же на территории храма отец Петр и нашел вечное упокоение. Верим, что он сделался новым небесным покровителем нашего храма и всех жителей района Бибирево.

6. Новый храм во имя Собора Московских святых

В августе 2002 г. настоятелем храма прп.Сергия Радонежского был назначен иеромонах, ныне – игумен Сергий (Рыбко). В октябре 2003 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия на территории прихода храма прп.Сергия Радонежского состоялась закладка котлована нового большого храма во имя Собора Московских святых, рассчитанного на несколько тысяч прихожан. Храм строится по проекту архитектора В.В.Захарова, исключительно на народные деньги, а также с помощью прихода храма Святаго Духа сошествия на б.Лазаревском кладбище гор. Москвы. Приходом храма Св.Духа оказана строящемуся храму значительная материальная помощь, а также помощь в организации закупки строительных материалов, поиска специалистов, взаимодействии с государственными органами.

Никаких спонсоров строящийся храм не имеет. Деньги жертвуют простые благочестивые жители района Бибирева, г.Москвы, других городов и сел России, а иногда даже из других стран.

В настоящее время храм в целом построен и успешно введен в эксплуатацию –  получено Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (1я очередь). В то же время продолжаются работы над деталями отделки, написанием икон, благоукрашением храма, устройством иконостасов. Полностью спроектированы пять иконостасов верхнего храма, установлены тела, изготовлена и позолочена резьба иконостаса Центрального придела во имя Собора Московских святых, большинство икон написано и размещено в иконостасе центрального придела и придела в честь иконы Божией Матери Взыскание погибших.

В цокольном этаже здания храма находится придел во имя св.равноап.Николая Японского, классы Воскресной школы и спортивный зал для занятий детей.

Богослужения, святыни, духовенство, хор, Воскресная школа, деятельность храма.

В храме во имя Собора Московских святых совершаются ежедневные богослужения – Божественная Литургия в 9.00, вечернее богослужение в 17.00. По будням службы совершаются в цокольном приделе во имя св.равноап.Николая Японского, также в этом приделе совершается Таинство Крещения. По субботам, воскресениям и большим церковным праздникам богослужения совершаются в верхнем храма во имя Собора Московских святых, с приделами во имя иконы Божией Матери Взыскание погибших, свт.Николая Чудотворца. Когда праздничные дни выпадают на будни, служатся две Божественные Литургии, чтобы прихожане могли успеть до прихода на работу побывать на праздничной Литургии. Богослужение совершается по уставу, с сокращениями, принятыми в Московской епархии.

В старинном храме прп.Сергия Радонежского совершаются торжественные богослужения в день Благовещения Пресвятой Богородицы – престольный праздник Благовещенского придела, во все дни памяти прп.Сергия Радонежского, а также в памятный день чуда прекращения эпидемии холеры – 13/26 июля.

В храме имеется частица мощей св.равноап. Николая Японского, переданная в дар архиепископом Сендайским Серафимом во время торжественного богослужения в день памяти святого. Мощи помещены в икону св.равноап.Николая, расположенную в местном ряду иконостаса цокольного придела храма. Чтимой иконой храма является икона свт.Василия Рязанского XIX века, найденная помощником отца Петра Димитрием Бесчетновым, ныне – священником храма. Из новонаписанных икон прихожанам особенно полюбился большой образ св.блаж.Матроны.

На звоннице храма во имя Собора Московских святых размещены 7 колоколов, весом от от 6 до 164 кг. Имеется «Благовестник», 3 подзвонных и 4 зазвонных колокола, торжественно созывающих на молитву прихожан в праздничные дни.

С 2003 года при храме прп. Сергия Радонежского действует детская Воскресная школа. Сейчас в нашей Воскресной школе обучается более 40 ребят, от 5 до 12 лет, в 4-х возрастных группах. Небесным покровителем нашей школы является св.страстотерпец Цесаревич Алексий. Кроме основных предметов, посвященных христианскому мировоззрению и духовной жизни, проводятся творческие занятия, открывающие детям красоту Божьего мира, встречи с интересными людьми. Занятия проводятся по воскресеньям с 12.00, учащимся предоставляется бесплатный обед и чай.

Главную свою задачу школа видит в том, чтобы вера ребят становилась осмысленной, сознательной и глубокой, не была потеряна с годами, а напротив, крепла, чтобы ребята были готовы к вызовам, заблуждениям и соблазнам современного мира. Выпускники школы должны научиться милосердию, честности, отзывчивости, быть способны дать ответ о своем уповании всякому спрашивающему (1 Пет 3; 15).

Для взрослых каждое воскресение проходят занятия духовно-просветительского лектория, который ведут клирики храма.

Также еженедельно по субботам священнослужители храма проводят катехизические беседы для желающих принять святое Крещение или быть восприемниками. Клирики храма активно участвуют в работе со светскими учебными заведениями. Устраиваются экскурсии для подопечных центра Социального обеспечения района Бибирево, для учащихся школ.

При храме действуют: Центр русского рукопашного боя им. А.В. Суворова (Бибиревское отделение), военно-патриотичский клуб – дружина «Доброволец», одно из отделений Организации Российских юных разведчиков (ОРЮР), Студия изобразительного искусства.

Центр Русского рукопашного боя им. А.В.Суворова действует при храме в Бибиреве более десяти лет. Это большая организация, имеющая много подразделений. В одном только Бибиревском отделении занимаются сотни воспитанников, в возрасте от 3х до 60 лет, в различных возрастных группах. Занятия пользуются огромным спросом. Руководитель Центра Андрей Леонидович Байдалов, тренеры Бибиревского отделения Клышников Юрий Васильевич и Клышникова Ирина Викторовна — глубоко верующие православные люди. Воспитание в Центре имеет, безусловно, не только военно-патриотический, но, прежде всего, — духовно-просветительский характер. Регулярно проводятся встречи с клириками храма, служатся молебны, во время всенощных бдений маленьких спортсменов организованно приводят из спортзала в храм к елеопомазанию. Молитва и духовно-назидательное общение имеют место и непосредственно во время тренировок.

Миссионерское и воспитательное значение Центра – огромно. Дети, переутомленные в общеобразовательных школах, с большой охотой приходят на интересные, подвижные занятия, где в ненавязчивой форме приобщаются к православному церковному воспитанию, русским военно-спортивным традициям, порой приводят за собой в храм и невоцерковленных родителей. Занятия являются прекрасной подготовкой к будущей службе в Армии.

В примерных границах прихода Бибиревского храма свыше двухсот тысяч жителей, поскольку храмы соседних районов удалены на значительное расстояние. С искренним интересом к вере и Церкви сотни людей приходят сегодня в наш храм. В праздники он наполняется молящимся, несмотря на его обширную площадь.

Молитвами всех Московских святых да поможет Господь совершиться делу благоустройства и благоукрашения нового большого храма, на месте, издавна освященном молитвами и заступничеством прп.Сергия Радонежского!

Яндекс.Метрика