История Влахернской иконы Божией Матери и где находится образ, молитва

Особо любимы и чтимы на русской земле образы Богородицы, как милосердной покровительницы от бед и несчастий. Влахернская икона Божией Матери появилась в Москве при первом царе из рода Романовых 4 столетия назад. Древняя святыня по его просьбе и во имя спасения от мусульман, завоевавших Восточный Рим (Византийскую империю), была подарена константинопольским Патриархом.

История происхождения

Священная реликвия, по преданию, была написана апостолом Лукой в III веке в Антиохии. После его кончины она оказалась в Иерусалимском храме. В V веке мать византийского императора отправилась в Иерусалим, чтобы получить от патриарха святыни для храмов Константинополя.

Изображение Богородицы было привезено в столицу Византии и передано в храм, находящийся в предместье Константинополя, Влахерне. Влахернская церковь знаменита в христианском мире явлением Богородицы во время турецкой осады в 910 году. По названию местности и храма икона стала именоваться Влахернской.

В VII веке во время осады города персами император обошел с образом Богородицы вокруг крепостных стен. Вражеское войско в страхе отступило от Константинополя. Святую Деву стали почитать, как покровительницу Константинополя и византийских императоров.

В период раскола в православии изображения Господа, Богородицы и святых правители Византии и Константинопольские патриархи повелели уничтожать. Святыня была замурована в стене монастыря вместе с лампадой. Найдена была реликвия во время нашествия крестоносцев.

На протяжении 6 веков о дальнейшей судьбе реликвии не было достоверных сведений. В XIV веке о ней упоминает русский путешественник Стефан Новгородец, ставший свидетелем выноса иконы во время крестного хода и молебнов. В 1653 году святой образ стал достоянием Русской Православной церкви. Он была подарена первому русскому царю из рода Романовых, Алексею Михайловичу, константинопольским Патриархом Паисием.

На Руси название «Влахернская» икона появилось, исходя из текста сопроводительной грамоты Паисия. На образе наименование было сделано во время реставрационных работ.

Святыня стала почитаться как хранительница царского дома, защитница Отечества, была включена в Церемониальный обход (крестный ход во главе с царем) и литургическую практику. Икона была украшена золотым окладом, инкрустированным драгоценными камнями и жемчугом.

К прочтению:  Описание Радоницы и как определить дату праздника, традиции и тексты молитв

Появление святыни в Москве объясняется желанием русского царя стать хранителем православия после захвата Константинополя турками и наследником Византийской империи (второго Рима). Греческие иерархи надеялись на царя, как на освободителя от турков-османов.

Известны 3 списка образа, выполненные в таком же стиле, датируемые началом XVIII века.

Первоначально это были родовые святыни, пожертвованные впоследствии монастырям и храмам:

  • Строгановская;
  • Дубровская;
  • Головиновская.

Родовая реликвия Дубровских была передана в Высокопетровский монастырь, затем – в храм Рождества Пресвятой Богородицы (Москва). Головиновская икона находилась в Спасо-Влахернском монастыре (Дмитров). Передана в музей Андрея Рублева. Обе копии полностью идентичны по размерам и оформлению образу Влахнерской Божией Матери. Отличие заключается в составе грунта и краске.

Копия, принадлежавшая Строгановым, а затем Голицыным, хранилась в селе Кузьминки (Подмосковье). Она аналогична по технике выполнения и составу воскомастики иконе, переданной русскому царю. По семейному преданию, Алексею Михайловичу привезли 2 иконы, одна из которых стала родовой реликвией Строгановых-Голицыных.

Описание и значение иконы Божией Матери Влахернской

Изображение Богородицы с Младенцем Иисусом на руках положило начало иконописному стилю Одигитрия (Путеводительница). Образ Божьей Матери выполнен выше пояса. На левой руке у нее восседает Сын Божий, правой она указывает на будущего Спасителя рода человеческого. Младенец правой рукой благословляет верующих, в левой держит свиток. Размер иконы – 46 х 37,5 сантиметра, толщина доски – 4 сантиметра.

Влахернская икона относится к редкому виду греческих рельефных икон. На кипарисовой доске вырезан плоский рельеф, загрунтованный воскомастикой и расписанный красками. Сохранились сведения еще о трех резных иконах, выполненных в такой же технике. Все иконы почитались чудотворными.

Фигуры Богородицы и Младенца Иисуса рельефно выступают над поверхностью доски, создавая иллюзию телесного образа. В состав воскомастики входили частицы мощей святых (пепел раннехристианских великомучеников Никомедийских, Синайских, Раифских) и благоухания. Такие образы называют в иконописи мощевиками-реликвариями.

Массивность и выпуклость образа Богородицы, подчеркнуто большие нимбы акцентируют внимание верующих на ликах Пресвятой Девы и Сына Божия.

Почитание образа

Православные верующие почитают икону чудотворной. Дни празднования установлены на 15 и 20 июля. В пятую субботу Великого поста в православных храмах читают акафист в честь Влахернской иконы Божьей Матери. Чествование связано с событиями 626 года, когда, по молитвам к святому образу, Константинополь был освобожден от аваров и персов.

К прочтению:  Полный текст акафиста преподобному Сергию Радонежскому и когда читают

Где сейчас находится икона Влахернской Божией Матери

До 1917 года святой образ находился в Успенской церкви в Кремле. В 1918 году церковь закрыли, святыня была передана в Крестовоздвиженскую церковь. В 30-е годы храм был разрушен. С 1931 года включена в коллекцию музеев Московского Кремля.

В чем помогает икона

Влахернская Божия Матерь была покровительницей государей и защитницей от врагов. Алексей Михайлович, по примеру константинопольского правителя, брал икону в военные походы.

Богородицу просят о сохранении мира и терпимости в семейной жизни, разрешении конфликтов между близкими людьми.

Текст молитвы

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Оцените статью
Православный религиозный информационный сайт на все случаи жизни