Описание и символика иконы Духовный лабиринт, ее почитание в православии

История иконы «Лабиринт духовный» начинается в XVIII веке. Возникновение необычного образа связано с переосмыслением трудов святых отцов. Это редкое изображение создано не для прославления святого или Богоматери. Это икона-головоломка, иллюстрирующая сложность праведного жития и опасность греховного человеческого мира. Рассматривая образ, христиане могли пройти глазами по ходам и увидеть, что большинство из них ведет в бездну.

Описание иконы «Духовный лабиринт»

Икона разделена на три уровня. В самом верхнем изображен рай, небесный град Иерусалим. Посередине располагается земной мир людей. А в нижней части – геенна огненная. В центре иконы – круглый лабиринт, в нем заключено поле. Здесь изображены символы земной жизни человека:

  • колыбель;
  • лестница, на ступенях которой люди разного возраста – от детского до старческого;
  • смерть;
  • посмертный суд. Здесь же и входы в лабиринт.

Всего два выхода ведут в рай. Остальные двенадцать – в ад. Каждый из этих ходов олицетворяет смертный грех: чревоугодие, клевету, зависть, жестокосердие, гнев, убийство, гордыню, тщеславие, винопитие, алчность, уныние, блуд. Кроме обычных семи грехов добавлены еще пять. Картина дополнена расшифровывающими подписями и пояснениями.

Произведение отличается от типичных икон по ряду признаков. В написании художник использует прием обратной перспективы, то есть объекты заднего плана рисует более крупными. Кроме того, сам сюжет, в центре которого человек, проживающий свою судьбу, – не типичен для традиционных православных образов. Изображение гораздо ближе к гравюре или иллюстрации некой притчи.

Значение и символика

Как уже упоминалось, изображение носит поучительный назидательный характер. Иконы такого плана относят к символико-дидактическому направлению религиозного искусства. Эти образы связаны с изучением трудов святых отцов, и доходчиво пересказывают зрителю основные богословские положения. Активно развиваться это течение начало в XVI веке. Первые образцы «Лабиринта» возникли в западно-европейском христианстве. На Русь эти иконы попали гораздо позже.

Символика изображения богата и, в то же время, понятна любому православному. Центральное поле, охваченное графическим лабиринтом, – это круг земной людской жизни. Сам лабиринт – это поиск спасения. В верхней часть круга нарисованы песочные часы, что является аллегорией отпущенного для земной жизни времени. Небесный град – воздаяние за праведную жизнь, но попасть туда трудно, ведь всего два хода ведут к нему. Смерть же – обезличенное существо, приводящее человека к суду за его деяния.

К прочтению:  Как можно освятить икону и церкви и допустимо ли это в домашних условиях

Стоит сказать о самом ключевом элементе композиции. Образ лабиринта вообще известен человечеству со времен палеолита. Его довольно часто можно встретить в культовых сооружениях самых разных эпох и конфессий. Христианство не стало исключением, ведь многие языческие образы переосмысливались в этой религиозной традиции.

Тона, в которых написана икона, традиционно часто используются в христианском искусстве. Это разные оттенки красного, в которых изображены пространства рая и ада. В первом случае красноватые оттенки – символы Царства Небесного, а также на некоторых образцах красный фон, на котором Христос благословляет мир, – олицетворение ликующей радости воскресения и вечной жизни. В аду оттенок красного иной – это багровое пекло вечных мучений. Пространство жизни людей имеет синий или зеленоватый оттенок. В раю преобладают белые и золотые цвета.

Почитание в православии

Наверняка, когда православный христианин две сотни лет назад видел этот образ, он его пугал. Подробное изображение смерти, ада, сложный лабиринт – все это производило неизгладимое впечатление. Икона настойчиво напоминает, что мир – это место борьбы за души. Зритель должен почувствовать страх за свой загробный путь, понять, что его ждет возмездие за все совершенные злодеяния.

Несмотря на такой мрачный посыл, среди русских христиан икона стала почитаемой. Эта традиция распространилась не только в среде просвещенного духовенства, но и в народной традиции искусств. Об этом свидетельствует большое количество не только иконописных списков «Лабиринта», но и существование лубочной перерисовки этого сюжета.

Однако в наши дни некоторые священники относят эту композицию к неканоническим изображениям. Это означает, что художественное произведение не является обязательным и не нуждается в официальном почитании, а носит скорее «душеспасительный характер».

Поэтому, несмотря на популярность и значимость изображения, в официальной православной традиции нет даты празднования иконы. Однако для каждого верующего не лишним будет обзавестись этим образом, чтобы, глядя на него, вспоминать, как сложен путь к спасению.

Оцените статью
Православный религиозный информационный сайт на все случаи жизни