Понятие краткого чина соборования и полный текст службы поскору

Краткий чин елеосвящения, или соборования, читается священнослужителем ради исцеления больного человека. Последование состоит из молитв, в которых семь раз обращаются к Спасителю и просят о здоровье для верующего. Во время соборования больной человек должен покаяться в прегрешениях, чтобы освободить душу от тяжелого груза. Священнослужитель семь раз проводит помазание.

Понятие соборования, совершаемого поскору

Соборование — это церковный ритуал, совершаемый над заболевшим человеком несколькими священнослужителями. Это одновременно молитва Богу и покаянный чин. Священники молятся Спасителю и призывают, чтобы Господь даровал больному человеку исцеляющую душу и тело благодать. В момент соборования происходит помазание верующего святейшим елеем и вином. Елей символизирует милость Божью, а вино — это искупительная Кровь Христа. Помазание считается исцеляющей благодатью.

Святейшее таинство установлено самим Спасителем. Оно совершалось еще в апостольские времена. Апостолы молились Христу, проповедовали покаяние, изгоняли из людей бесов и проводили помазание. Сам Спаситель велел исцелять заболевших людей и очищать прокаженных. Это наставление Христа реализуется в таинстве Елеосвящения.

В послании святейшего апостола Иакова говорится, как должно осуществляться соборование. Святой советовал верующим в случае болезни призвать служителей церкви, чтобы те помолились и помазали заболевших елеем во имя Бога. Молитва должна исцелить больного, если грешнику простятся прегрешения. Покаяние — обязательно во время святейшего таинства.

Соборование считается врачеванием телесных и душевных недугов христианина. При прочтении молитв и помазании происходит освобождение верующего от греховного состояния. Причинами болезни или смерти христианина считаются грехи. Читая молитвы, священнослужитель обращается к Спасителю, Пренепорочной Марии и святым великомученикам. Иерей призывает всех святых смилостивиться над больным и даровать ему здоровье.

В идеале, при соборовании человека должны помазать семь священнослужителей. Правда, чаще всего этот ритуал совершается одним служителем церкви. Семь раз читаются молитвы об исцелении заболевшего человека, проводится семикратное помазание вином с елеем. Священнослужитель просит Спасителя о благодати и исцелении верующего. В процессе соборования христианин должен покаяться в грехах и освободить душу от всего, что мешает ему выздороветь.

Соборование, совершаемое поскору, может проводиться в великопостные дни или в случае тяжелой болезни человека, а также перед его смертью. При проведении таинства определяется Божья воля относительно конкретного верующего. Христианину даруется либо выздоровление, либо страдания (как способ очистить душу от греха перед смертью).

Соборование не всегда приводит к исцелению заболевшего человека. Это таинство, призванное очистить душу верующего от греха. Больной человек должен помнить, что любые страдания и болезни ему даются ради очищения от прегрешений. Волю Господа, какой бы она не была, всегда нужно принимать с благодарностью.

Как проходит чин

Таинство может совершаться дома, если человек болен, или в храме (для больных, здоровых и кающихся грешников). К елеосвящению допускаются верующие, пребывающие в унынии из-за нераскаянных грехов. Чаще всего ритуал проводится над заболевшими людьми. В церквях есть дни общего елеосвящения, предназначенные одновременно для больных и здоровых.

По церковному уставу, таинство должно свершаться 7 дней подряд семью служителями церкви. Именно по этой причине оно называется соборованием. Само последование состоит из прочтения молитв, псалмов и семи разных отрывков из Апостола и святейшего Евангелия. В них говорится о необходимости покаяния, а также есть просьбы, обращенные к Господу, об исцелении, сострадании и Божьем милосердии. Священник семь раз обращается к Богу и после каждого обращения проводит помазание больного.

Краткое елеосвящение может проводиться одним священнослужителем. Главное, чтобы иерей читал все молитвы и семикратно помазывал больного. Священнослужителя можно пригласить на дом или в больницу к умирающему верующему. Для свершения таинства нужна икона Спасителя, святейший Крест, Евангелие, блюдо с пшеницей и семью свечками, а также елей с вином.

Иерей прочитает молитву о спасении души и тела и совершит краткий чин соборования. Священнослужитель помажет человеку лоб, нос, щеки, рот, грудь, внешнюю и тыльную сторону ладошек. Таинство свершается только над раскаявшимися в грехах христианами, находящимися в трезвом уме (не бесноватыми).

Полный текст службы

Соборование, совершаемое поскору, начинается со слов «Благославен Бог наш…». После чего читается «Святый Боже…», Трисвятое и «Отче наш». Затем идет Псалом 142. Спасителя молят услышать обращенную к нему молитву и спасти душу верующего. Произносятся священные тексты Малой Ектении, а также Аллилуия, тропари покаянные. После чего читается Псалом 50. Спасителя просят помиловать верующего, очистить его от греха и даровать спасение.

Далее произносится канон святителя Арсения, поются Песни с 1 по 9, стихири, читается тропарь «Ты один скоро приходишь на помощь». Во время прочтения Ектении Великой в лампадку вливаются елей и вино, и зажигаются свечи. Священнослужитель молится над елеем, читая «Господи, по милости и состраданию Своему…», просит Бога освятить елей, чтобы им исцелить больного. После чего читаются тропари, молитвы разным святым, Богоматери. Чинопоследование повторяется семь раз.

Тексты соборования

Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Чтец: Аминь. Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твоё есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3)

Псалом 142

Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему в истине Твоей, услышь меня в правде Твоей и не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих. Ибо враг стал преследовать душу мою, унизил до земли жизнь мою, посадил меня во тьме, как умерших от века. И уныл во мне дух мой, во мне смутилось сердце моё. Вспомнил я дни древние, размыслил о всех делах Твоих, о творениях рук Твоих размышлял. Простёр к Тебе руки мои; душа моя пред Тобою — как безводная земля. Скоро услышь меня, Господи, изнемог дух мой: не отврати лица Твоего от меня, и да не уподоблюсь я сходящим в ров. Дай мне услышать рано утром милость Твою, ибо я на Тебя уповаю; открой мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе вознёс я душу мою. Избавь меня от врагов моих, Господи, ибо к Тебе я прибег. Научи меня творить волю Твою, ибо Ты — Бог мой; Дух Твой благой поведёт меня в землю правды. Ради имени Твоего, Господи, Ты оживишь меня, по правде Твоей выведешь из печали душу мою, и по милости Твоей истребишь врагов моих, и погубишь всех теснящих душу мою, ибо я — раб Твой.

Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3)

Ектения малая

Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.

Хор: Господи, помилуй.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Священник: Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне, и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

*Греч.: Помилуй нас, Боже: (Господи, помилуй. (3)) — Еще молимся о рабе Божием [или: о рабе Божией] (имя), и о пришествии на него [или: на нее] благодати Святого Твоего Духа. Возглас: Ибо Ты — милостивый и человеколюбивый Бог:

Аллилуия, глас 6

Стих: Господи, не обличи меня в ярости Твоей и не накажи меня гневом Твоим.

Стих: Помилуй меня, Господи, ибо немощен я. Пс 6:2, 3а

Тропари покаянные, глас 6

Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / ибо не находя себе никакого оправдания, / молитву эту мы, грешные, Тебе приносим, как Владыке: / помилуй нас.

Слава: Господи, помилуй нас, ибо на Тебя мы уповаем, / не прогневайся на нас сильно / и не вспомни беззаконий наших: / но воззри и ныне, как Милосердный / и избавь нас от врагов наших. / Ибо Ты — Бог наш и мы — Твой народ, / все мы — дело рук Твоих / и имя Твоё призываем.

И ныне: Милосердия двери отверзи нам, / благословенная Богородица, / дабы мы, надеясь на Тебя, не постыдились, / но избавились молитвами Твоими от бед, / ибо Ты — спасение рода христианского.

Псалом 50

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие моё; совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Единому, я согрешил и злое пред Тобою сотворил, — да будешь оправдан в словах Твоих и победишь, если вступят с Тобою в суд. Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя. Ибо вот, Ты истину возлюбил, сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл. Ты окропишь меня иссопом — и буду очищен; омоешь меня — и сделаюсь белее снега, дашь мне услышать радость и веселие — возрадуются кости униженные. Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, — к всесожжениям не будешь благоволить. Жертва Богу — дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит. Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, — тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Канон, глас 4

Имеющий акростих: «Молитвы елея, песнь Арсения».

Припев к тропарям: Владыка Христе, помилуй раба Твоего.

Песнь 1

Ирмос: Моря Красного пучину / не омоченными стопами / перейдя, древний Израиль, / крестообразно распростертыми Моисеевыми руками / Амаликово войско в пустыне в бегство обратил.

Владыка, елеем милосердия / смертных исполняющий всегда / радостью вместе душевной и телесной / и таинством елея хранящий верных! / Сам и ныне сжалься / над приступающими через тот елей к Тебе.

Твоею милостью, Владыка, / наполнена вся земля; / потому елеем божественным / помазываясь таинственно в сей день, / с верою просим Тебя о даровании нам / превышающей ум Твоей милости.

Слава: Помазание священное Твое, Человеколюбец, / над немощными рабами Твоими совершать / Апостолам Твоим из сострадания заповедавший! / По их прошениям всех / печатию Твоею помилуй.

И ныне: Одна, Пучину Мира родившая!* / Твоими, Чистая, ходатайствами к Богу / избавляй всегда раба Твоего [или: рабу Твою] от недугов и скорбей, / чтобы он непрестанно величал Тебя.

* Греч.: Пучиной Мира богатая.

Песнь 3

Ирмос: Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, взывая: / «Ты моя крепость, Господи, / и прибежище, и утверждение!»

Ты — один дивный / и к людям верным милостивый! / Болящему [или: болящей] тяжко подай, Христе, / благодать Твою свыше.

Некогда масличную ветвь / в знак прекращения потопа / божественным мановением Твоим явивший, Господи! / Спаси милостию страждущего [или: страждущую].

Слава: Светильником божественного света / возвесели по милости Твоей, Христе, / и ныне к помазанию Твоею милостью / с верою спешащего [или: спешащую].

К прочтению:  Особенности благодарственных молитв, к кому обращаются и тексты

И ныне: Воззри свыше благосклонно, / Матерь всех Творца, / и горькое бедствие недугующего [или: недугующую] прекрати / ходатайствами Твоими.

Седален, глас 8

Как божественная милости река, / как великая бездна сострадания, Милосердный, / яви Твоей милости божественные струи и всех исцели. / Источи чудес источники обильно и омой всех: / ибо к Тебе прибегая всегда, / мы с горячим усердием просим благодати.

Иной, глас 4

Врач и Помощник тех, кто в болезнях, / Избавитель и Спаситель тех, кто в недугах! / Сам, всех Владыка и Господи, / даруй исцеление болящему Твоему рабу [или: болящей Твоей рабе], / сжалься, помилуй много претыкавшегося [или: претыкавшуюся], / и от падений, избавь, Христе, / чтобы он славил [или: она славила] божественную силу Твою.

Песнь 4

Ирмос: Вознесенным узрев / Тебя, Солнце правды, на Кресте, / стала Церковь на месте своем, достойно взывая: / «Слава силе Твоей, Господи!»

Как нетленное мvро, / по благодати истощившееся / и мiр очищающее, / пожалей, Спаситель, и помилуй / с божественною верою в Тебя / язв телесных помазание принимающего [или: принимающей].

Отрадною печатью Твоей милости / ныне, Владыка, чувства Твоего раба [или: Твоей рабы] запечатлев, / непроходимым, неприступным сделай вход / для всех враждебных сил.

Слава: Призывать Ты, Человеколюбец, немощным повелеваешь / священнослужителей божественных Твоих / и их молитвою и помазанием Твоим елеем / получать спасение; / спаси Твоею милостию страждущего [или: страждущую].

И ныне: Богородица, Приснодева Всесвятая, / Покров крепкий и Хранительница [моя], / Пристань и Стена, Лестница и Твердыня! / Помилуй, пожалей (болящего [или: болящую]): / ибо он [или: она] к Тебе и к Тебе одной прибег [или: прибегла].

Песнь 5

Ирмос: Ты, Господи мой, светом в мiр пришел, / светом святым, от мрака неведения обращающим / с верою воспевающих Тебя.

Сам являясь бездной милости, Благой, / помилуй, Милостивый, Твоим божественным елеем страждущего [или: страждущую] исцелив, / как благосердный.

Души и тела наши, Христе, / печати Твоей божественным изображением / свыше освятив непостижимо, / рукою Своею всех исцели.

Слава: По неизреченной любви Твоей, преблагой Господи, / принявший от блудницы мvром помазание, / пожалей раба Твоего [или: рабу Твою].

И ныне: Всеми воспетая, чистая, преблагая Владычица, / помилуй помазывающихся божественным елеем, / и спаси раба Твоего [или: рабу Твою].

Песнь 6

Ирмос: «Принесу Тебе жертву / со гласом хвалебным, Господи», / Церковь взывает Тебе, / от бесовской крови очистившись / по милосердию из ребр Твоих / истекшею кровию.

Словами Твоими, Человеколюбец, / указав елей употреблять / над помазуемыми царями / и через архиереев это совершив, / печатью Твоею и страждущего [или: страждущую] спаси, / как благосердный.

Общение с бесами жестокими да не коснется / отмеченного [или: отмеченную] помазанием божественным во всех чувствах: / но огради его [или: её], Спаситель, / покровом славы Твоей.

Слава: Простри руку Твою с высоты, Человеколюбец, / и Твой елей, Спаситель, освятив, / подавай его Твоему рабу [или: Твоей рабе] во здравие / и ко избавлению от всех недугов.

И ныне: Явилась Ты, Матерь Творца, / в Божественном Твоем храме маслиной плодовитой: / благодаря Тебе мiр оказался полным милости; / потому страждущего [или: страждущую] спасай / ходатайств Твоих прикосновением.

Кондак, глас 2

Милости источником являясь, Преблагой, / с горячей верою к милости неизреченной Твоей припадающих, Благосердный, / от всякого бедствия избавь, / и их недуги прекратив, / подай божественную благодать свыше.

Песнь 7

Ирмос: Чада Авраамовы в печи Персидской, / любовью к благочестию более, чем пламенем разжигаемые, восклицали: / «Благословен Ты в храме славы Твоей, Господи!»

Ты по милости и состраданию Твоему, / Спаситель, единый Боже, / всем исцеляющий и страсти душ, / и телесные мучения! / Сам уврачуй в недугах страждущего [или: страждущую], / как Благосердный.

Когда помазанные елеем / умащаются головы у всех, / подавай радости усладу / и сему, ищущему [или: сей, ищущей] милости избавления Твоего, / обильною Твоею милостию, Господи.

Слава: Меч против демонов, / Спаситель, Твоя печать; / а огонь, истребляющий страсти душевные — священников мольбы. / Потому мы с верой воспеваем Тебя, / получив исцеление.

И ныне: Ты Держащего все в руке / внутрь во чрево приняла богоприлично / и непостижимо плоть дала Ему, Матерь Божия! / Мы умилостивить Его о страждущем [или: страждущей] Тебя просим.

Песнь 8

Ирмос: Руки распростер Даниил / и пасти львов во рве заградил; / сильное же пламя угасили, / добродетелью препоясавшись, / благочестия ревнители — отроки, взывая: / «Благословляйте, все творения Господни, Господа!»

Всех помилуй, Спаситель, / по великой Твоей и божественной милости, / ибо на образ ее указывая таинственно, Владыка, / мы помазание елеем священным совершаем над больным [или: больной]: / исцели его [или: её] силою Твоей всецело.

Струями милости Твоей, Христе, / и помазаниями священников Твоих, / омой, как благосердный, Господи, / мучения, и раны, и болезненные приступы, / в неизбежных страданиях терзающегося [или: терзающейся], / чтобы он, очищенный [или: она, очищенная] Тобою, / крепость получил [или: получила].

Слава: Не удали Твоей милости, Владыка, / от нас, начертывающих знак / Твоего склонения свыше и отрады — елей божественный, / и не презри с верою восклицающего [или: восклицающую] всегда: / «Благословляйте, все творения Господни, Господа!»

И ныне: Как венец славный получило наше естество / Дитя Твое божественное, Чистая, / сдерживающее врагов ополчения / и с силой побеждающее их: / потому увенчиваясь лучезарными сияниями / благодатных Твоих даров, / мы воспеваем Тебя, всехвальная Владычица.

Песнь 9

Ирмос: Камень краеугольный / от нерассекаемой горы — Тебя, Дева, / отсечен был без помощи рук, / — Христос, соединивший разделенные естества. / Потому мы с веселием / Тебя, Богородица, величаем.

Призри с небес, Милосердный, / покажи Твою милость всем, / подай ныне помощь Твою / и силу Твою приступающему [или: приступающей] к Тебе / через божественное помазание / рукой священников Твоих, Человеколюбец.

Мы узрели с радостью елей божественный / тот, что Ты, Спаситель преблагой, / приклонением Твоим божественным к участникам таинства, / принял и образно преподал / к купели божественной приобщающимся.

Слава: Сжалься, помилуй Спаситель, / избавь от страшных бед и болезней; / освободи от стрел лукавого / души и тела Твоих рабов, / как милостивый Господь / помазанием божественным их исцеляя.

И ныне: Песнопения и моления, Дева, / принимая от Твоих рабов, / избавь мольбами Твоими, Всечистая, / от тяжких страданий и скорбей / того [или: ту], кто через наше служение / к божественному Твоему покрову

Достойно есть воистину / прославлять Тебя, Богородицу, / вечно блаженную и пренепорочную / и Матерь Бога нашего. / Честью высшую Херувимов / и несравненно славнейшую Серафимов, / девственно Бога–Слово родившую, / истинную Богородицу — Тебя величаем.

Ексапостиларий

С милостью, Благой, / воззри Своим оком / на моление нас, собравшихся сегодня в храм Твой святой, / чтобы помазать божественным елеем / болящего раба Твоего [или: болящую рабу Твою].

[На «Хвалите:»] стихиры, глас 4

Дал Ты благодать Твою, / Скорый к примирению, / через Апостолов Твоих, Человеколюбец, / елеем святым Твоим врачевать / всех язвы и недуги; / потому к елею Твоему с верою приступающего [или: приступающую] / и ныне, как благосердный, освяти, / помилуй, от всякого недуга очисти, / и удостой нетленного Твоего блаженства, Господи!

Воззри, Непостижимый, с небес, / рукою невидимою Твоею / запечатлев, как милосердный, наши чувства, / елеем Твоим божественным, Человеколюбец, / и прибегающего [или: прибегающую] к Тебе с верою и просящего [или: просящую] об отпущении согрешений; / и даруй ему [или: ей] исцеление души и тела, / чтобы он [или: она] с любовию славил Тебя, / величая могущество Твоё.

Помазанием Твоим елеем, Человеколюбец, / и священников прикосновением, / раба Твоего [или: рабу Твою] свыше освяти, / от недугов избавь, Спаситель, / и скверну душевную очисти, / омой и освободи от запутанных соблазнов: / страдания ослабь, напасти отгони / и скорби истреби, как сострадательный и милосердный.

Слава, и ныне, Богородичен: Тебя, чистейший Дворец Царя, / молю, много славимая: / ум мой очисти, оскверненный всякими грехами, / и обителью приятной пребожественной Троицы соделай, / чтобы я, ни к чему не годный раб Твой, / спасаясь, величал могущество Твое / и безмерную милость!

Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь.

Тропарь, глас 4

Ты один скоро приходишь на помощь, Христе: / скоро яви свыше Свое посещение / страждущему рабу Твоему [или: страждущей рабе Твоей], / избавь его [или: её] от недугов и горьких болезней, / воздвигни, чтобы ему [или: ей] воспевать Тебя и славить непрестанно, / по ходатайствам Богородицы, единый Человеколюбец.

Ектения великая

[Здесь вливается в лампаду елей и вино и зажигаются свечи. ]

Диакон: В мире Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О мире всего мiра, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О святом храме сем и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

[Греч. О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем (высоко)преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе — имя), почтенном пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всём клире и народе Божием Господу помолимся.

О предстоящих людях, ожидающих благодати Святого Духа, Господу помолимся.]

Об освящении этого елея силой, и действием, и наитием Святого Духа Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О рабе Божием [или: о рабе Божией] (имя), и о Божественном посещении его [или: её], и о пришествии на него [или: неё] благодати Святого Духа, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О избавлении его [или: её] и нас от всякой скорби, гнева, беды и нужды Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Защити, спаси, помилуй и сохрани его [или: её] и нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Затем первый из священников читает молитву над лампадой с елеем. (Да будет известно, что по уставу Великой Церкви при совершении Елеосвящения вместо воды вливают вино в лампаду.)

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Молитва священника над елеем

Господи, по милости и состраданию Своему исцеляющий сокрушение душ и тел наших! Сам, Владыка, освяти и этот елей, чтобы послужил он помазывающимся им во исцеление и к избавлению от всякой страсти, [болезни телесной,] скверны плоти и духа, и от всякого зла: чтобы и в этом прославилось Твое всесвятое имя, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Прочие же священники вместе с ним тихо читают ту же молитву, а в это время поются следующие тропари.

Глас 4: Ты один скоро приходишь на помощь, Христе: / скоро яви свыше Свое посещение / страждущему рабу Твоему [или: страждущей рабе Твоей], / избавь его [или: её] от недугов и горьких болезней, / воздвигни, чтобы ему [или: ей] воспевать Тебя и славить непрестанно, / по ходатайствам Богородицы, единый Человеколюбец.

С поврежденными очами души / я к Тебе, Христе, прихожу / как слепой от рождения / в покаянии взывая Тебе: / «Ты — пребывающим во тьме свет пресветлый!»

Глас 3: Душу мою, Господи, от грехов всяческих / и от дел недолжных тяжко расслабленную, / воздвигни попечением Твоим божественным, / как и расслабленного воздвиг Ты некогда, / дабы я, спасенный, взывал Тебе: / «Слава, Христе Милостивый, / могуществу Твоему!»

Глас 2: Как Господень ученик, принял ты, праведный, Евангелие, / как мученик имеешь волю непреклонную, / дерзновение — как брат Божий, / дар ходатайствовать — как иерарх. / Моли Христа Бога о спасении душ наших.

Глас 4: Бог — Слово, Единородный от Отца, / пришедший к нам в последние дни, / поставил Тебя, Иаков боговдохновенный, / Иерусалимлянам первым пастырем и учителем / и верным управителем таинств духовных. / Потому все мы чтим тебя, Апостол.

Глас 3: В Мvрах ты, святой, явился совершителем священнодействий, / ибо Христово Евангелие исполнив, преподобный, / положил ты душу свою за людей твоих / и неповинных спас от смерти; / потому был ты освящен, / как великий служитель таинств Божией благодати.

Глас тот же: Великого в бедах защитника, / язычников побеждающего, / в тебе, страстотерпец, обрела вселенная. / И как ты низверг гордыню Лия, / на борьбу вдохновив Нестора, / так, святой Димитрий, Христа Бога моли, / да дарует Он нам великую милость.

Глас тот же: Страстотерпец святой и целитель Пантелеимон, / умоли милостивого Бога, / да согрешений отпущение / подаст Он душам нашим.

Глас 8: Святые бессребреники и чудотворцы, / посетите немощи наши; / даром вы получили благодать, / даром подайте и нам.

Глас 2: О величии твоем, девственник, кто может рассказать? / Ибо ты источаешь чудеса и изливаешь исцеления, / и ходатайствуешь о душах наших, / как богослов и друг Христов.

Богородичен, глас тот же: Горячее Ходатайство и Стена неприступная, / милости Источник, мiру Прибежище! / Мы усердно взываем к Тебе: / «Богородица Владычица, поспеши / и от бед избавь нас, / единственная скорая Заступница!»

Диакон: Будем внимать.

Первый из священников: Мир всем.

Хор: И духу твоему.

Диакон: Премудрость.

Прокимен, глас 1

Да будет, Господи, милость Твоя на нас, / как мы уповаем на Тебя. Стих: Радуйтесь, праведные, о Господе — правым прилична хвала. Пс 32:22, 1

Диакон: Премудрость.

Чтец: Соборного послания святого апостола Иакова чтение.

Диакон: Будем внимать.

Послание Иакова, зачало 57б

Братья, в пример страдания и долготерпения возьмите пророков, которые говорили во имя Господне. Вот мы называем блаженными тех, которые терпели: о терпении Иова вы слышали и намерение Господа увидели, потому что многомилостив Господь и милосерд. Но прежде всего, братья мои, не клянитесь ни небом, ни землей, ни какой другой клятвой; да будет же у вас «да» — да и «нет» — нет, чтобы вам не подпасть под осуждение. Страдает ли кто между вами — пусть молится. Бодр ли кто духом — пусть поёт. Болен ли кто между вами — пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь; и, если он соделал грехи, будет отпущено ему. Итак исповедайте друг другу грехи и молитесь друг за друга, чтобы быть исцеленными. Большую силу имеет усиленная молитва праведного. Иак 5:10–16

К прочтению:  История появления акафиста святой Троице и текст на русском, когда нужно читать

Священник: Мир тебе.

Чтец: И духу твоему.

Диакон: Премудрость.

Аллилуия, глас 8

Стих: Милость и суд воспою Тебе, Господи. Пс 100:1

Диакон: Премудрость! Станем благоговейно. Услышим святое Евангелие.

Священник: Мир всем.

Хор: И духу твоему.

Священник: От Луки святого Евангелия чтение.

Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Диакон: Будем внимать.

Евангелие первое, от Луки, зачало 53

В то время законник некий подошел к Иисусу, искушая Его, и сказал: Учитель, что я должен сделать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в Законе что написано? Как читаешь? Он же сказал в ответ: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всею крепостью твоею и всем разумом твоим», и: «ближнего твоего, как самого себя». И Он сказал ему: ты правильно ответил: так поступай и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? Иисус тотчас же ответил: человек некий спускался из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам; они его раздели и изранили, и ушли, оставив полумертвым. Случайно священник некий спускался дорогою той и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, придя на это место и увидев его, прошел мимо. Самарянин же некий, находившийся в пути, наткнулся на него и, увидев, сжалился; и, подойдя, перевязал раны его, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; и на другой день, вынув два динария, дал хозяину гостиницы и сказал: «позаботься о нем, и что перерасходуешь, я на обратном пути заплачу тебе». Кто из этих троих, думается тебе, оказался ближним попавшему в руки разбойников? Он сказал: сотворивший ему милость. Сказал же ему Иисус: иди, и ты поступай так же. Лк 10:25–37

Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

Ектения

Диакон: Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй.

Хор: Господи, помилуй. (3)

Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении и отпущении грехов раба Божия [или: рабы Божией] (имя).

Хор: Господи, помилуй. (3)

О прощении ему [или: ей] всякого согрешения вольного и невольного, Господу помолимся.*

Хор: Господи, помилуй. (3)

Возглас священника: Ибо Ты — милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

* Греч. (здесь и далее): Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении и отпущении грехов раба Божия [или: рабы Божией] (имя) и о прощении ему [или: ей] всякого согрешения вольного и невольного.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

И первый из священников произносит молитву

Безначальный, вечный, Святой из святых, единородного Сына Своего пославший, исцеляющий всякую болезнь и всякую немощь душ и тел наших, ниспошли Святого Твоего Духа и освяти этот елей, и сделай, чтобы он послужил помазывающемуся Твоему рабу [или: помазывающейся Твоей рабе] (имя) в совершенное избавление его [или: её] от грехов, в наследие Царства Небесного.

(Да будет известно, что некоторые эту молитву произносят только до настоящего места с возгласом: «Ибо Ты милуешь и спасаешь:», другие же читают до конца.)

Ибо Ты Бог великий и дивный, хранящий завет Твой и милость Твою к любящим Тебя, дарующий избавление от грехов через святого Отрока Твоего, Иисуса Христа; возродивший нас, искупив от греха; дающий свет слепым, воздвигающий низверженных, любящий праведных и грешных милующий; обновивший нас, выведя из тьмы и тени смертной; говорящий тем, кто во узах: «Выходите», и тем, кто во тьме: «Откройтесь!» Ибо воссиял в сердцах наших свет познания Единородного Твоего Сына, с тех пор как Он ради нас на земле явился и общался с людьми, принявшим же Его дал власть быть чадами Божиими, через купель возрождения усыновление нам даровав, и сделал нас свободными от владычества диавола. Потому что не благоволил Ты очищаться кровью, но елеем святым дал образ Креста Его, чтобы сделаться нам Христовым стадом, царственным священством, народом святым, очистив нас водою и освятив Духом [Твоим] Святым. Сам, Владыка Господи, дай нам благодать для этого служения Твоего, как дал Ты Моисею, служителю Твоему, и Самуилу, возлюбленному Твоему, и Иоанну, избранному Твоему, и всем, во всяком роде угодившим Тебе: так дай и нам стать над этим елеем служителями нового Завета [Сына] Твоего, который Ты скрепил Его драгоценной кровию. Чтобы, совлекшись мiрских вожделений, мы умерли для греха и стали жить для праведности, облекшись в [Господа нашего Иисуса Христа], через предстоящее помазание освящающим елеем. Да сделается, Господи, этот елей елеем радости, елеем освящения, одеждой царскою, бронею силы, от всякого диавольского действия защитой, печатью, для злых козней недоступной, радостью сердца, веселием вечным. Чтобы и помазываемые им, [елеем] возрождения, были страшны противникам и воссияли во cлаве святых Твоих, не имея пятна или порока, и да будут они приняты в вечное Твое упокоение и получат награду вышнего призвания.

Ибо Ты милуешь и спасаешь нас, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со единородным Твоим Сыном, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

[И дует трижды в лампаду с елеем, и запечатлевает его трижды знамением Креста.]

Затем берет первый из священников стручец и, омочив его в святом елее, помазывает болящего крестообразно на лбу, на ноздрях, на щеках, на устах, на груди и на руках с обеих сторон, произнося следующую молитву:

Отче святой, врач душ и телес, пославший единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющего и от смерти избавляющего! Исцели и раба Твоего [или рабу Твою] (имя), от объемлющей его [или: её] телесной и душевной немощи, и оживотвори его [или: её] благодатию Христа Твоего: по ходатайствам пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии; силою священного и животворящего Креста; заступлением святых Небесных Сил бесплотных; святого и славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна; святых, славных и всехвальных Апостолов; святых славных и победоносных мучеников; преподобных и богоносных отцов наших; святых целителей и бессребреников Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Фотия* и Аникиты, [Фалалея и Трифона]; святых и праведных богоотцов Иоакима и Анны, и всех святых.

Ибо Ты источник исцелений, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со единородным Твоим Сыном, и единосущным Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

* Греч.: Мокия

Эта молитва произносится каждым из священников при помазании им елеем болящего.

(Во время помазания на общем соборовании хор обычно поет:

Услышь нас, Боже; / услышь нас, Владыка; / услышь нас, Святой.

Помилуй нас, Боже; / помилуй нас, Владыка; / помилуй нас, Святой.

Исцели нас, Боже; / исцели нас, Владыка; / исцели нас, Святой.)

Диакон: Будем внимать.

Второй священник: Мир всем.

Хор: И духу твоему.

Диакон: Премудрость.

Прокимен, глас 2

Крепость моя и пение моё Господь, / и сделался Он мне спасением. Стих: Наставляя, наказал меня Господь, смерти же не предал меня. Пс 117:14, 18

Диакон: Премудрость.

Чтец: К Римлянам послания святого Апостола Павла чтение.

Диакон: Будем внимать.

Послание к Римлянам, зачало 116

Братья, мы, сильные, должны носить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас да угождает ближнему во благо к назиданию. Ибо и Христос не Себе угодил, но, как написано: «Поношения поносящих Тебя пали на Меня». Ибо все, что было написано прежде, было написано для нашего поучения, чтобы мы в терпении и утешении из Писаний, держались надежды. А Бог терпения и утешения да подаст вам быть в единомыслии между собою по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому принимайте друг друга, как и Христос принял вас, во славу Божию. Рим 15:1–7

Второй священник: Мир тебе.

Чтец: И духу твоему.

Диакон: Премудрость!

Аллилуия, глас 5

Стих: Милости Твои, Господи, вовек буду петь. Пс 88:2

Диакон: Премудрость! Станем благоговейно. Услышим святое Евангелие.

Священник: Мир всем.

Хор: И духу твоему.

Священник: От Луки святого Евангелия чтение.

Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Диакон: Будем внимать.

Евангелие второе, от Луки, зачало 94

В то время вошел Иисус в Иерихон. И вот, был человек, по имени Закхей, и он был старший мытарь, и был он богат. И старался он увидеть Иисуса, кто Он, и не мог из–за толпы, потому что был ростом мал. И забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его, так как Он должен был проходить той дорогой. И придя на это место, Иисус посмотрел наверх и сказал ему: Закхей, поспеши слезть; ибо сегодня надо Мне быть у тебя в доме. И он слез поспешно, и принял Его с радостью. И увидев, все начали роптать и говорили: Он остановился у человека–грешника. А Закхей встал и сказал Господу: вот, половину того, что имею, Господи, я даю нищим, и если у кого что неправедно вынудил, возмещу вчетверо. И сказал ему Иисус: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраамов. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Лк 19:1–10

Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

Ектения

Диакон: Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй.

Хор: Господи, помилуй. (3)

Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении и отпущении грехов раба Божия [или: рабы Божией] (имя).

Хор: Господи, помилуй. (3)

О прощении ему [или: ей] всякого согрешения вольного и невольного, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй. (3)

Возглас священника: Ибо Ты — милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

И второй священник произносит молитву

Боже великий и вышний, от всего творения принимающий поклонение, премудрости источник, благости поистине непостижимая бездна и милосердия беспредельная пучина! Сам человеколюбивый Владыка, дел предвечных и дивных Боже, Кого никто из людей мыслью не может постигнуть, воззри, услышь нас, недостойных рабов Твоих, и когда мы во имя Твое великое этот елей приносим: ниспошли исцеления и отпущение грехов по дару Твоему и исцели его [или: её] по множеству милости Твоей. Так, Господи, скорый к примирению, один милостивый и человеколюбивый, сожалеющий о злых делах наших; знающий, что мысль человека привержена к пороку от юности его; не желающий смерти грешника, но чтобы он обратился и жил; ради спасения грешных вочеловечившийся, будучи Богом, и создавшийся во чреве ради создания Твоего. Ты сказал: «Я пришел призвать не праведных, но грешных к покаянию»; Ты взыскал овцу пропавшую; Ты потерянную драхму усердно взыскал и обрел; Ты сказал: «Приходящего ко Мне не изгоню вон»; Ты блудницей, священные Твои ноги слезами оросившей, не возгнушался; Ты сказал: «Сколько бы ты раз ни пал, восстань, и будешь спасен»; Ты сказал, что радость бывает на небесах об одном грешнике кающемся. Сам взгляни, милосердный Владыка, с высоты святой Своей, осенив всех нас, грешных и недостойных рабов Твоих, благодатию Святого Духа в час сей, и вселись в раба Твоего [или: рабу Твою] (имя), познавшего [или: познавшую] свои согрешения и приступившего [или: приступившую] к Тебе с верою. И, приняв его [или: её] со свойственным Тебе человеколюбием, если он [или: она] в чем согрешил словом, или делом, или помышлением, согласись изгладить всё и очисти его [или: её] от всякого греха. И, всегда пребывая с ним [или: ней], сохрани его [или: её], чтобы он [или: она] в оставшееся время жизни своей поступал [или: поступала] по заповедям Твоим и больше не делался [или: делалась] радостью диаволу, но да будет и в нем [или: ней] прославлено всесвятое имя Твое.

Возглас: Ибо Ты милуешь и спасаешь нас, Христе Боже, и Тебе славу воссылаем с безначальным Твоим Отцом и всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.*

К прочтению:  Житие святой великомученицы Софии, икона и в чем помогает

* Греч.: Милостью, и щедротами, и человеколюбием:

После же молитвы второй священник берет второй стручец и, омочив его в святом елее, помазывает болящего, произнося молитву: «Отче святой, врач душ и телес:» (см. выше).

Диакон: Будем внимать.

Священник третий: Мир всем.

Хор: И духу твоему.

Диакон: Премудрость!

Прокимен, глас 3

Господь — просвещение моё и Спаситель мой: / кого убоюсь? Стих: Господь — защитник жизни моей: от кого устрашусь? Пс 26:1а, 1б

Диакон: Премудрость.

Чтец: К Коринфянам послания святого Апостола Павла чтение.

Диакон: Будем внимать.

Первое послание к Коринфянам, зачало 153

Братья, вы — тело Христово, и в отдельности — члены. И Бог поставил их в церкви: во–первых, апостолами, во–вторых, пророками, в–третьих, учителями; затем чудеса, затем дарования исцелений, оказание помощи, управление, разные языки. Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли совершают чудеса? Все ли имеют дарования исцелений? Все ли говорят языками? Все ли толкуют? Ревнуйте о дарах больших. И еще превосходнейший путь покажу вам. Если я языками человеческими говорю и ангельскими, но любви не имею, — сделался я медью звучащею и кимвалом звенящим. И если я имею пророчество и постигаю все тайны и все знание, и если имею всю веру так, чтобы и горы переставлять, но любви не имею, — я ничто. И если я раздам все имение мое, и если предам тело мое на сожжение, но любви не имею, — нет мне никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует любовь, не ревнует любовь, не кичится, не надмевается, не поступает бесчинно, не ищет своего, не раздражается, не ведет счет злу, не радуется неправде, но сорадуется истине; все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит. Любовь никогда не кончается. 1 Кор 12:27–13:8

Священник третий: Мир тебе.

Чтец: И духу твоему.

Диакон: Премудрость!

Аллилуия, глас 2

Стих: На Тебя, Господи, я уповаю, да не постыжусь вовек. Пс 30:2а

Диакон: Премудрость! Станем благоговейно. Услышим святое Евангелие.

Священник: Мир всем.

Хор: И духу твоему.

Священник третий: От Матфея святого Евангелия чтение.

Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Диакон: Будем внимать.

Евангелие третье, от Матфея, зачало 34б

В то время, призвав двенадцать учеников Своих, Иисус дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и исцелять всякую болезнь и всякую немощь. Этих двенадцать послал Иисус и дал им такие повеления: на путь к язычникам не идите и в город самарянский не входите; идите лучше к овцам погибшим дома Израилева. И когда пойдете, проповедуйте и говорите: «близко Царство Небесное». Болящих исцеляйте, мертвых воскрешайте, прокаженных очищайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. Мф 10:1, 5–8

Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

Ектения

Диакон: Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй.

Хор: Господи, помилуй. (3)

Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении и отпущении грехов раба Божия [или: рабы Божией] (имя).

Хор: Господи, помилуй. (3)

О прощении ему [или: ей] всякого согрешения вольного и невольного, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй. (3)

Возглас священника: Ибо Ты — милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

И третий священник произносит молитву

Владыка Вседержитель, святой Царь, наказывающий и не умерщвляющий, поддерживающий падающих и поднимающий поверженных, телесные скорби человеческие утоляющий! Просим Тебя, Боже наш, чтобы Ты послал милость Твою на этот елей и на помазываемых им во имя Твое: да послужит он им ко исцелению души и тела, и для очищения и избавления от всякой страсти, и всякой болезни, и немощи, и всякой скверны плоти и духа. Да, Господи, врачебную Твою силу с небес ниспошли, коснись тела, угаси горячку, облегчи страдание, и всякий скрытый недуг [прогони]. Стань врачом рабу Твоему [или рабе Твоей] (имя), воздвигни его [или: её] с одра мучительного и с ложа страдания здравым и невредимым [или: здравой и невредимой], даруй его [или: её] Церкви Твоей угождающим и исполняющим [или: угождающей и исполняющей] волю Твою.

Возглас: Ибо Ты милуешь и спасаешь нас, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

После же молитвы третий священник берет третий стручец и, омочив его в святом елее, помазывает болящего, произнося молитву: «Отче святой, врач душ и телес:» (см. выше).

Диакон: Будем внимать.

Священник четвертый: Мир всем.

Хор: И духу твоему.

Диакон: Премудрость!

Прокимен, глас 4

В день, когда призову Тебя, / скоро услышь меня. Стих: Господи, услышь молитву мою, и вопль мой к Тебе да придёт. Пс 101:3в, 2

Диакон: Премудрость.

Чтец: К Коринфянам послания святого Апостола Павла чтение.

Диакон: Будем внимать.

Второе послание к Коринфянам, зачало 182б

Братья, мы храм Бога Живого, как сказал Бог: «Вселюсь в них и буду ходить среди них, и буду их Богом, и они будут Моим народом. Поэтому выйдите из среды их и отделитесь, — говорит Господь, — и к нечистому не прикасайтесь, и Я приму вас, и буду вам Отцом, и вы будете Мне сынами и дочерьми», — говорит Господь Вседержитель. Итак, возлюбленные, имея такие обещания, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, завершая наше освящение в страхе Божием. 2 Кор 6:16б–7:1

Священник четвертый: Мир тебе.

Чтец: И духу твоему.

Диакон: Премудрость!

Аллилуия, глас 2

Стих: С терпением уповал я на Господа, и Он внял мне, и услышал молитву мою. Пс 39:2

Диакон: Премудрость! Станем благоговейно. Услышим святое Евангелие.

Священник: Мир всем.

Хор: И духу твоему.

Священник четвертый: От Матфея святого Евангелия чтение.

Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Диакон: Будем внимать.

Евангелие четвертое, от Матфея, зачало 26

В то время, придя в дом Петра, Иисус увидел, что теща его лежит в горячке. И Он коснулся руки ее, и оставила ее горячка; и она встала и служила Ему. С наступлением же вечера привели к Нему многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и всех недужных исцелил. Дабы исполнилось сказанное чрез Исаию пророка: Он взял наши немощи и понес болезни. Увидев же вокруг себя народ, Иисус повелел переправиться на другую сторону. И подошел один книжник и сказал Ему: Учитель, я буду следовать за Тобой, куда бы Ты ни шел. И говорит ему Иисус: у лисиц есть норы, и у птиц небесных — гнезда, Сыну же Человеческому некуда голову приклонить. Другой же из учеников сказал Ему: Господи, позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус говорит ему, следуй за Мною и предоставь мертвым хоронить своих мертвых. И когда вошел Он в лодку, последовали за Ним ученики Его. Мф 8:14–23

Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

Ектения

Диакон: Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй.

Хор: Господи, помилуй. (3)

Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении и отпущении грехов раба Божия [или: рабы Божией] (имя).

Хор: Господи, помилуй. (3)

О прощении ему [или: ей] всякого согрешения вольного и невольного, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй. (3)

Возглас священника: Ибо Ты — милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

И четвертый священник произносит молитву

Благой и человеколюбивый, благосердный и многомилостивый Господи, обильный милостью и богатый благостью, Отец сострадания и Боже всякого утешения, через святых Твоих Апостолов давший нам крепость елеем с молитвою врачевать немощи людей! Сам и через этот елей воздействуй к исцелению им помазывающихся, к избавлению от всякой болезни и всякой немощи, к освобождению от бед ожидающим от Тебя спасения. Да, Владыка Господи, Боже наш, молим Тебя, всесильный, о спасении всех нас; единый Врач душ и телес, освяти всех нас, всякую болезнь исцеляя! Исцели и раба Твоего [или рабу Твою] (имя), подними его [или: её] с одра мучительного по милости Твоей благостной; посети его [или: её] с милостию и состраданием Твоим; отгони от него [или: неё] всякий недуг и немощь, чтобы, воздвигнутый [или: воздвигнутая] рукою Твоею крепкою, послужил он [или: послужила она] Тебе со всяким благодарением, чтобы и мы, ныне приобщаясь к Твоему неизреченному человеколюбию, воспевали и славили Тебя, творящего дела великие и дивные, славные и необычайные.

Ибо Ты милуешь и спасаешь нас, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

После же молитвы четвертый священник берет четвертый стручец и, омочив его в святом елее, помазывает болящего, произнося молитву: «Отче святой, врач душ и телес:» (см. выше).

Диакон: Будем внимать.

Священник пятый: Мир всем.

Хор: И духу твоему.

Диакон: Премудрость!

Прокимен, глас 5

Ты, Господи, сохранишь нас и сбережёшь нас / от рода сего и вовек. Стих: Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного. Пс 11:8, 2а

Диакон: Премудрость.

Чтец: К Коринфянам послания святого Апостола Павла чтение.

Диакон: Будем внимать.

Второе послание к Коринфянам, зачало 168

Братья, мы не хотим, чтобы вы пребывали в неведении о скорби нашей, происшедшей в Асии, что мы были удручены чрезмерно, сверх силы, так что мы потеряли надежду и остаться в живых; но сами в себе мы получили осуждение на смерть, чтобы полагаться нам не на себя, а на Бога, воскрешающего мёртвых, Который избавил нас от столь верной смерти и избавит, на Которого мы возложили надежду, что Он и еще избавит, при содействии и вашей молитвы за нас, для того чтобы из многих уст вознесено было о нас благодарение за дарованное нам по молитве многих. 2 Кор 1:8–11

Священник пятый: Мир тебе.

Чтец: И духу твоему.

Диакон: Премудрость!

Аллилуия, глас 5

Стих: Милости Твои, Господи, вовек буду петь. Пс 88:2а

Диакон: Премудрость! Станем благоговейно. Услышим святое Евангелие.

Священник: Мир всем.

Хор: И духу твоему.

Священник третий: От Матфея святого Евангелия чтение.

Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Диакон: Будем внимать.

Евангелие пятое, от Матфея, зачало 104

Сказал Господь притчу сию: подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Пять из них было неразумных, и пять разумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собой елея; разумные же взяли елей в сосудах, вместе со светильниками своими. А пока жених медлил, все они задремали и уснули. В полночь же крик раздался: «вот жених, выходите навстречу ему». Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали разумным: «дайте нам от елея вашего, ибо светильники наши гаснут». Но разумные ответили, говоря: «как бы не оказалось недостатка у нас и у вас. Пойдите лучше к продающим и купите себе». Пока же они ходили покупать, пришел жених, и готовые вошли вместе с ним на брачный пир, и дверь была затворена. После же приходят и прочие девы и говорят: «Господи! Господи! Отвори нам». Он же ответил: «Истинно говорю вам: не знаю вас». Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, когда Сын Человеческий придет. Мф 25:1–13

Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

Ектения

Диакон: Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй.

Хор: Господи, помилуй. (3)

Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении и отпущении грехов раба Божия [или: рабы Божией] (имя).

Хор: Господи, помилуй. (3)

О прощении ему [или: ей] всякого согрешения вольного и невольного, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй. (3)

Возглас священника: Ибо Ты — милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

И пятый священник произносит молитву.

Оцените статью
Православный религиозный информационный сайт на все случаи жизни