Икона, изображающая основателя христианства Иисуса, Бога и Христа, то есть (с греческого) Спасителя – первая, которую верующий видит, посещая храм. Она же– главная для домашнего иконостаса, благословение дома, защита, источник утешения, духовной радости, помощник при скорби, болезни. От этого изображения берет начало вся христианская иконопись – как ее богословие, так и принципы изображения Бога, святых.
Основные правила изображения
У иудеев существовал категорический запрет изображения Бога. Ведь Творец неба и земли не может быть написан земными красками. Человек не может понять Бога своим ограниченным умом, а потому всякое изображение будет кощунством. Все изменилось с возникновением христианства. По его учению, хотя человек не может понять Бога, но Бог делает шаг навстречу и Сам становится Человеком. Именно таково богословие Воплощения Христа. Поэтому Он может быть изображен со Своей человеческой стороны. Существует предание, что первое изображение Господа появилось еще при Его земной жизни.
Спас Нерукотворный
Это изображение имеет два варианта, называемые по-гречески «Мандилион» (на плате) и «Керамион» (на глиняной доске). Согласно преданию, образ создан Самим Христом. Правитель города Эдессы Авгарь тяжко больной проказой, попросил своего художника запечатлеть Лик Иисуса, веруя Его целительной силе.
Как Бог, зная нужду больного, Христос, попросив воды, умыл Свое Лицо, а затем отер платком. На плате чудесным образом отпечатался Лик.
Этот образ хранился в Эдессе, пока город не был захвачен врагами. Тогда его спрятали над вратами города, заложив глиняной доской. После освобождения Эдессы оказалось, что перед святым ликом продолжала гореть лампада, а на глиняной доске (по другим данным, на кирпичах) отпечаталась точная копия образа Господа.
Образ Спаса Нерукотворного изображается только Лик. Он может быть:
- на убрусе (белом платке); встречаются иконы, где плат держат два Ангела;
- на «чрепии», глиняной доске: фоном такой иконы может быть изображение кирпичной кладки, или же фон может быть просто несколько затемненным.
Иконография знает извод, называемый «Спас Нерукотворный с деяниями»: вокруг изображения помещены клейма, где показана история образа. На Руси сложился еще один тип изображения Спаса Нерукотворного, с раздвоенной бородой («Спас Мокрая брада»). Наконец, в Грузии известна написанная воском старинная погрудная икона Спаса Нерукотворного.
Некоторые говорят, что это и есть оригинальная икона Нерукотворного Образа.
Спас Вседержитель
Другие названия – Пантократор, Спас в силах. Этот тип иконы показывает Христа как Царя мира и его Судию. Самое древнее изображение Пантократора относится к V-VI вв.
Спас Вседержитель может изображаться:
- погрудно с раскрытым Евангелием в левой руке, благословляющей правой рукой, такой образ обычно пишется под куполом храма;
- в полный рост Христос восседает на престоле, символе как царского достоинства Спасителя, так и будущего Страшного Суда.
Лик Господа выражает молитвенное созерцание, милость, любовь к людям. Особенно это видно на греческой иконе Спаса Вседержителя XII в., называемой «Елеемон», или «Милующий».
Спас Эммануил
Это особый извод иконописных изображений Христа, представляющий Его как отрока. Название «Эммануил» происходит от еврейского «с нами Бог». Песнь пророка Исайи, начинающаяся с этих слов, особенно торжественно поется на службах Рождества Христова. Изображение чаще всего используется при изображении Богородицы, но есть самостоятельные иконы Эммануила. Так в XII в. на Руси создана икона Эммануила с ангелами, или Ангельский Деисус. Сейчас этот образ находится в Третьяковской галерее.
Деисус
Деисусом (с греческого – «прилежное моление») называется образ Христа с Богоматерью (справа) и св. Иоанном Крестителем (слева), либо с Ангелами.
Деисус может представлять собой:
- единую икону (изображающую Бога на престоле, предстоящих Ему Богородицу с Предтечей или Ангелов);
- три образа, обычно по центру храмового иконостаса; средний изображает Христа, а два, расположенные по сторонам – Богородицу и Иоанна Крестителя.
Другие православные иконы Спасителя
Существуют священные изображения, которые подчеркивают какое-либо важное для молящегося качество Спасителя (милость, доброту, силу), либо представляют значимые события земной жизни Иисуса.
Спас благое Молчание
Это изображение Господа имеет сложное богословие. Иисус показан юношей с крыльями Ангела. Поэтому образ также называется «Ангел благого Молчания». Считается, что он представляет Христа до Воплощения. Ангельские крылья изображают Его покорность воле Бога Отца, желание послужить людям: ведь Ангел – исполнитель повелений Всевышнего.
Спас Великий Архиерей
Еще один тип изображений Спасителя – в архиерейских (или священнических) одеждах. Иконография образа, как считают богословы, восходит к 109 псалму, его словам, пророчески обращенным к Мессии: «Ты иерей вовек по чину Мелхиседекову».
Эти слова отсылают к персонажу Ветхого Завета, царю Мелхиседеку, который благословил праотца Авраама. О Мелхиседеке практически ничего не известно, кроме факта этого благословения. «Иерей по чину Мелхиседекову» означает священника, получившего посвящение не по чину Закона Моисеева, а согласно Новому Завету людей и Бога. Слово же «вовек» подчеркивают вечность этого нового Царства.
Добрый пастырь
Сейчас это довольно редкий сюжет иконописи. Гораздо более он был распространен в первые века христианской церкви. Икона представляет Христа как пастыря, несущего на плечах заблудившуюся и найденную овечку. Это образ постоянного попечения Господа о каждой душе, даже погибающей.
Христос во гробе
Изображение связано со службами Великой Пятницы, когда вспоминается крестная смерть Спасителя. Он представлен умершим. Обычно «Христос во гробе» поясное изображение, но изредка встречаются иконы с изображением в полный рост. Вариант такого изображения – образ Господа на плащанице, которая выносится в Великую Пятницу на середину храма и символизирует гроб.
Спас в терновом венце
Изображает Иисуса с венком из колючего терния. Терновый венок, шутовской «царский венец» одели римские воины на Христа. Ведь Иисуса из Назарета обвиняли в том, что он называл Себя «Царем Иудейским». «Венец», покрытый колючками, был также орудием мучения, причиняя боль. Такие изображения распространены в католическом мире, где особо почитаются страдания Христа. В России икона Спаса в терновом венце распространяется с XIX в.
Значения и названия некоторых икон
Есть иконы Господа, представляющие отдельные Евангельские события. Такие образы появляются на католическом Западе, а с XVIII в. приходят в Россию. Они не совсем точно выполняют свою основную функцию – коммуникацию человека и Бога через святой образ. Это – скорее иллюстрации Евангелия.
С Хлебом и Вином
Иконография имеет западное происхождение, представляет Иисуса во время Тайной Вечери, благословляющего хлеб и вино, устанавливающего Таинство Евхаристии (Ин. 6, 53-56).
Виноградная Лоза
Изображение основано на Евангельских словах Спасителя: «Я есмь лоза, а вы ветви» (Иоан.15:5). Она изображает Спасителя в виде древа виноградной лозы. Богородица, св. Иоанн Предтеча, святые представлены как ветви лозы.
Святая Вечеря Господня
Икона Тайной Вечери обычно помещается в храме над Царскими Вратами. Она представляет последнюю трапезу Иисуса с учениками.
Страшный Суд
Образы Страшного Суда достаточно древние. Как правило, фреска с таким изображением помещается на западной стене храма. С XVII в. в России появляются иконы Страшного Суда, представляющие это событие будущего человечества. На них можно видеть Судию Бога, грешников и праведников по левую и правую сторону Спасителя.
Сретение
Икона Сретения Господня представляет встречу («сретение») Иисуса-Младенца, принесенного в иерусалимский Храм Марией и Иосифом (Лк.2:22-40). Эта икона располагается по центру храма в день празднования Сретения.
Распятие Господа Иисуса Христа
Страстная икона Спасителя, распятого на кресте. По сторонам креста находятся Пресвятая Богородица и св. Иоанн Богослов. Православное изображение Распятия не показывает мучений Христа. Он как бы стоит на древе, раскрыв объятия для людей, готовых принять Его жертву за их спасение.
Редкие иконы
К числу редко встречающихся икон Христа можно отнести:
- житийную XV в., называемую «Земная жизнь Христа»; состоит из 25 клейм, представляющих земное житие Спасителя;
- образ «Церковь Христова», представляющую Церковь как корабль, руководимый Христом;
- необычная, редко встречающаяся современная икона – «Чернобыльский Спас», образ-молитва о жертвах Чернобыльской катастрофы. Вверху – образ Спасителя с Богородицей и Архангелом Михаилом, в нижней части – чернобыльцы, ликвидаторы аварии.
О чем можно просить
Христа, как Творца неба и земли, знающего жизнь каждого человека, можно просить о любых житейских и духовных нуждах. Господь помогает любому, кто имеет веру, как Сам говорит: «Если сколько-нибудь можешь веровать, вся возможна верующему» (Мк. 9:23) Но, по слову Серафима Саровского, следует остерегаться просить того, что не является жизненно необходимым.
Тексты молитв перед иконой
Существует множество молитв Христу. Но самая распространенная, с которой он Сам советовал Апостолам обращаться к Небесному Отцу – молитва «Отче наш».
Первая
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Аминь.
Вторая
Владыко Господи Иисусе Христе Боже мой, иже неизреченнаго ради Твоего человеколюбия на конец веков во плоть оболкийся от Приснодевы Марии, славлю о мне Твое спасительное промышление, раб Твой, Владыко; песнословлю Тя, яко Тебе ради Отца познах; благословлю Тя, Егоже ради и Дух Святый в мир прииде; покланяюся Твоей по плоти Пречистей Матери, таковей страшней тайне послужившей; восхваляю Твоя Ангельская ликостояния, яко воспеватели и служители Твоего величествия; ублажаю Предтечу Иоанна, Тебе крестившаго, Господи; почитаю и провозвестившыя Тя пророки, прославляю апостолы Твоя святыя; торжествую же и мученики, священники же Твоя славлю; покланяюся преподобным Твоим, и вся Твоя праведники пестунствую. Таковаго и толикаго многаго и неизреченнаго лика Божественнаго в молитву привожду Тебе, всещедрому Богу, раб Твой, и сего ради прошу моим согрешением прощения, еже даруй ми всех Твоих ради святых, изряднее же святых Твоих щедрот, яко благословен еси во веки, аминь.
Как правильно молиться перед образом
Правильная молитва перед образом Христа – молитва с верой. Кроме того, необходимо:
- правильно совершать крестное знамение;
- молиться (по возможности) стоя;
- сопровождать моление поклонами (тоже по желанию и возможности);
- не отвлекаться на посторонние помыслы, не прерывать молитву ради посторонних дел, которые нужно или сделать заранее, или отложить.