Свобода воли и выбора – естественное право

Существует ли свобода воли?

Свобода воли – способность человека совершать выбор вне зависимости от каких-либо обстоятельств, полагаясь лишь на собственную волю. Однако проблемой определения наличия или отсутствия свободы воли заключается в определении рамок тех обстоятельств, в которых находится человек. Например, если мы учитываем только те обстоятельства, в которых находится человек здесь и сейчас, то человек способен проявлять многообразие выборов в совокупности всех факторов, которые оказывают влияние на его выбор. Но куда сложнее становится осознать факт свободы, если мы возьмем в расчет не только обстоятельства предоставленные в конкретной ситуации, но жизнь человека в целом. Учитывая факторы опыта, воспитания, культуры, жизненных установок, стремлений, желаний страхов и всего остального уже труднее говорить о наличии свободы воли, так как предсказать поведение человека можно, осознавая его личность. Таким образом, детерминированность воли заложена не в абстрактном понятии судьбы, а в характере самого человека, который в большинстве склонен принимать конкретные решения. Судьба существует как набор событий и условий в которые попадает человек, однако то как он поступает зависит лишь от него.

Таким образом, свободу воли можно определять и как способность принимать решения выходящие за рамки набора обыденного опыта человека, в согласии с которым он принимает большинство решений. И в этом свете, свобода воли становится не общечеловеческим вопросом, а индивидуальным: способен ли конкретный человек взглянуть на мир и ситуацию не с точки зрения своего обычного опыта, а взглянуть на ситуацию над этим опытом и сознательно осознавать что происходит? После чего совершить выбор правильный с помощью своей воли, а не просто двигаться по инерции своего характера.

Принцип и назначение свободы воли

Чтобы легче понять принцип такой свободы воли лучше будет привести пример. Однако учитывая уникальность каждого человека как характера, который делал определенные выводы в определенных ситуаций, и из них сложил пазл личности, лучше привести пример в ваакуме с чистыми и гиперболизированными проявлениями личностных черт, которых в реальности не существует. Предположим ситуацию: прохожего сбила машина и некий человек проходит рядом. Предположим также, что некий человек обладает характером безразличным, жестоким и не сострадательным – детерминизм характера будет проявляться в машинальном игнорировании чужих страданий. Если же такой человек сострадательный, то детерминизм, то есть отсутствие свободы воли, будет заключаться как раз в помощи.  Сознательность и способность выходить за рамки накопленного опыта позволяют делать выбор вне зависимости от личностных черт и это будет являться свободой воли. Но ещё большей свободой воли является выбор изменить свой характер, сделать желанные движения воли настолько естественными, что они и станут характером.

Это будет проявляться в работе над собой. К примеру, человек желает стать дисциплинированным, однако он дисциплиной не обладает. Он будет вынужден напрягать свою волю раз за разом, чтобы приобрести дисциплину. И это есть тот самый акт свободы воли. Напрягая волю раз за разом, он делает определенное напряжение воли естественным, что дает плоды – человек обретает желаемое. Привыкший к дисциплине человек не сможет отказаться от неё, потому что таков его характер. Дисциплина становится частью такого человека и в этом уже проявляется детерминизм. Чтобы отказать от дисциплины теперь – человеку нужно будет идти против собственной воли.

Рассмотрев с этой точки зрения то, что означает свобода воли, мы можем понят не только её суть, но и её предназначение. Свобода воли дарована не для того, чтобы делать человека независимым от неких сил, а для того, чтобы делать счастливым. Желанный выбор всегда предполагает конечной целью счастье и напрягая волю ради достижения целей правильных, человек обретает счастье, а не независимость. Можно сказать, что свобода воли в выборе желанного приводит даже к большей зависимости, так как налагает обязательства, игнорируя которые цель свободы воли будет отдаляться от человека. Желающий стать чемпионом налагает на себя такое количество напряжения, которое вряд ли можно увязать с понятием свободы, но в этом и есть воля, выбор и достижение цели. Отдать свою свободу добровольно ради чего-то – значит быть свободным выбирать ради чего мы живем.

К прочтению:  Как избавить от страданий себя и других?

В этом смысле вопрос свободы воли означает, что каждый человек сам решает иметь свободу воли или не иметь. Те кто желает иметь её вынуждены напрягать волю, а те кто отказывается от этой свободы находятся под властью своего характера и наклонностей, которые и детерминируют весь их жизненный путь. Но если мы зададим вопрос иначе: что если и попытка изменить характер и напряжение воли уже заранее продиктовано силами свыше? В таком случае мы абсолютно зависимы и не имеем никакой свободы воли. И тут у человека есть первый выбор – принять свободу воли или отказать от неё. Уильям Джеймс решил этот вопрос так: «Я решаю что у меня есть свобода воли и этот выбор подтверждает мою свободу воли».

Рекомендуем также эту статью: Веды – можно ли убивать насекомых: комаров, тараканов, ос, блох?

Индивидуальные особенности воли

Следует также сказать, что каждый человек в каком-то смысле всё-же детерминирован в рамках своей личной природы. Это проявляется и в стремлениях, и в желаниях, и в тех ролевых моделях, которые он проявляет в общении. Это не негативный детерминизм, так как он ограничивает не свободу выбора, а лишь направляет волю. Простой пример: представьте вполне обыденное дело, которым вам заниматься не нравится, однако которым нравится заниматься вашему знакомому. Природа заключается в стремлении реализовывать свой потенциал в определенной области, а также в отсутствии сильного, глубокого и устойчивого интереса по отношению к остальным областям. К примеру, таким обыденным делом может быть плотничество. Можете ли вы стать плотником? Можете. Хотите ли вы этого? Вряд ли. В этом и заключается природный детерминизм. Человек стремится к тому, к чему стремится его природа. И хотя человек занять любое положение, счастье он способен обретать только в области, где присутствует устойчивое и сильное проявление его природы. Предназначением можно назвать такое дело, в котором находит отражение природа человека. А потому разумным выбором будет направить усилие воли туда, где природа проявляется естественным образом. Неправильным будет использовать свободу воли лишь для банальной попытки занять наиболее выгодное положение, так как таковое не принесет счастья.

Но для того, чтобы знать куда идти, нам следует осознать себя и свою природу. А также всю совокупность внутренних факторов, которые сподвигают нас действовать определенным образом и стремится к конкретным вещам. Часто бывает так, что опыт, воспитание и культура, противоречат природе, и тогда человек, хотя сам для себя и решает что, занимается правильным делом, на деле же страдает и находится в постоянном внутреннем дисбалансе. Истинный покой и счастье человек способен обрести только на своем месте. Даже если мы поместим птицу в блистательную золотую клетку – она не будет счастлива, точно также и золотая клетка различных социальных условностей или собственности не способна сделать человека по-настоящему счастливым.

Целью свободы воли является счастье, такая воля которая приводит к счастье признается правильной, свобода воли которая приводит к страданиям – неправильной. Для того, чтобы направить свободу воли в правильное русло следует обрести знание и с помощью этого знания, как с помощью карты, направлять свои усилия таким образом, которое привело бы к счастью.

К прочтению:  Очищение ума. Как заставить ум работать быстрее?

Свобода воли и знания

Но как наглядно проявляется свобода воли в отношении знаний? Если мы детерминированы своим характером – мы склонны принимать лишь определенное знание, то, которое согласуется с нашим характером. И если мы хотим положительных изменений и нас не устраивает наш характер, то усилия воли следует направлять не на знание, которое нам любопытно и приятно, а на знание, которое нам полезно и ведет к счастью. Знание первое, то есть приятное, удовлетворяет лишь любопытство и вызывает кратковременное удовлетворение, без глубинных изменений. Знание второе – это такое знание, направив на которое напряжение воли, мы достигаем счастья. Отличие первого от второго очевидны, первое приятно, а второе полезно, к первому наш ум стремится сам, а второе нам следует культивировать усилием воли, разумом. Но и знания можно воспринимать по-разному. Даже все вышеописанное можно воспринимать как занимательное чтиво или как действительное знание, которое способно оказать положительный эффект. В этом также проявляется свобода воли, в том как мы воспринимаем все: сознательно или несознательно.

Культивируя в себе знания, ведущие к счастью, мы избавляемся от страданий и приближаемся к желаемому, что дает нам ощущение счастья не зависящее от внешних обстоятельств. Познав себя и тот путь, который принесет нам наилучшие плоды, мы способны правильно распорядиться своей волей, но до тех пор, пока у нас будет недостаточно знаний, нас будут ожидать разочарования и неправильные выборы. Поэтому, разумному человеку следует приложить усилия для обретения знаний, чтобы совершать правильные выборы.

Свобода воли и морально-нравственный аспект

Обсуждая свободу воли, мы также должны осознавать и морально-нравственный аспект. Проблема заключается в том, что человек не живет в мире один и большинство серьезных поступков так или иначе отражается на жизни окружающих его людей. В этом смысле свобода воли у человека все также полноценна, ведь можно совершить любое действие, которое возможно физически. Однако, за свободу воли человек расплачивается, в данном случае, также и ответственностью за совершенные поступки. Если свобода воли направлена на счастье для других, то последствия будут положительные, если же из-за свободы воли конкретной личностью кто-то пострадает – последствия будут отрицательные. Некто спасет жизнь утопающего – он распорядился своей свободой воли и этим создал определенные последствия. Другой же, напротив, совершив преступление воспользуется свободой воли неправильно, так как от его «свободы» пострадает другой. Если мы живем по-настоящему сознательно, то нам, в первую очередь, следует осознавать какие последствия будут у наших действий. Выбрав правильный путь, мы можем не заботиться о последствиях, так как сам по себе правильный путь всегда благотворно сказывается как на отдельной личности, так и на обществе в целом. Когда мы вкладываем свою свободу воли ради благородных целей, при этом обладая знанием, наши действия будут носить положительный характер. Предположим, справедливый судья будет всегда благотворно влиять на общество – это человек благородный и обладающий знанием. Судья же подкупленный подрывает основы общества и делает добродетель опасной, а преступление – лёгким путем к успеху. Таким образом, мы должны осознавать последствия своих выборов, и хотя мы в каком-то смысле обладает свободой совершать неправильные поступки, но за них всегда будет налагаться ответственность.

Рекомендуем также эту статью: Отказ от желаний – следует ли отказываться от собственных желаний?

Путь разума заключается в согласии воли с добродетелью. Добродетельный характер, облагороженный знаниями всегда совершает поступки, которые не оставляют за собой несправедливых чужих страданий. Но это не следует идеализировать. Тот же судья, вынося справедливый приговор преступнику вызывает у преступника и его близких страдания, однако это уже вопрос и к преступнику, и к близким. Их свобода воли привела к их собственным страданиям. Это страдания заслуженные и справедливые, а потому судья не должен их жалости или корысти нарушать общественный долг.

К прочтению:  Труд и талант – что важнее для успеха?

Свобода воли в морально-нравственном аспекте – это осознание последствий своих поступков, вместе с сознательным выбором этих последствий в виде действий. Если я выбираю правильный путь, тот путь, который не причиняет других ненужных страданий и при этом приносит счастье мне и окружающих, избавляя их от страданий – это правильный путь. Если же, руководствуясь корыстными или порочными мотивами, я потакаю своим желания и совершаю преступления – это неправильный путь. Технически человек волен выбирать самостоятельно, но понимание морально-нравственного аспекта заключается лишь в осознании последствий совершенных поступков. И это даже не вопрос формально избежания наказания за преступления, но вопрос самоощущения: живем ли мы по совести и довольны ли мы сердцем своими поступками и жизнью или мы сожалеем о них? Каждый волен выбирать дальнейший путь самостоятельно. Но выбор правильного пути всегда связан со знаниями.

Бог и свобода воли

В вопросе обсуждения свободы воли частым детерминирующим фактором становится судьба или Бог. Мол Бог это всевидящее око, которое полностью контролирует всё не давая кому-либо свободу выбора. На самом деле это не совсем так. Бог даёт свободу выбора каждому живому существу. И фактически это как раз проявляется в материальном мире, где живое существо создает его исходя из своей воли. Люди достигают богатств, славы, власти, наслаждений и этому Бог никак не препятствует, потому что не посягает на свободу выбора каждого человека. Высшей целью религии является Бог, а точнее чистая любовь к Нему. Если бы Бог создавал человека лишенным воли, то о какой чистой любви может идти речь? Сама суть религии заключается в том, чтобы добровольно, искренне и бескорыстно предложить Богу свою свободу воли, из чувства любви, а не корысти, страха или чего-либо ещё.

Бог допускает насилие, беды, катастрофы и прочее, потому что это признак неприкосновенности свободы воли, а то как каждый человек распорядится свободой воли, будет решать каждый. Конечно, зло не остается безнаказанным, а добро не остается без поощрения, но не в этом смысл свободы воли. Причиной всех войн, преступлений, страданий является такая свобода воли, которой неправильно распорядился человек.

Но не только в возможности выбора образа действий проявляется дарованная свобода воли, но и в том, что человек свободен выбирать жить ему в присутствии Бога или стараться Его избегать. Казалось бы, вечное, бессмертное и всемогущее существо способно просто заставить всех прийти к Нему, но как мы видим каждый человек выбирает свой путь самостоятельно и выбирает также и отношение к Богу. И в этом каждый человек свободен: жить ли в присутствии Бога или жить без Него. И это очень важно осознавать не только тем, кто ещё не определился в этом вопросе, но и тем, кто уже давно имеет устоявшуюся точку зрения. Причиной падения души в материальный мир является свобода воли. Душа выбирает материальный мир и Бог этому не препятствует. Когда же душа выбирает Бога – Он лишь идёт навстречу. На вопрос выбора между Богом и мирскими мотивами всегда следует отвечать не интеллектом, а сердцем, не заученным шаблонами, а естественным побуждением. К Богу не могут сами по себе привести знания, добродетель, долг, сила, слава и прочее, к Нему может привести только любовь, а все остальное может быть лишь в союзе с любовью.

Итак, Я открыл тебе знание сокровеннее сокровенного. Обдумай все как следует, а затем поступай как пожелаешь.

Бхагавад-Гита. 18.63

Метки: природа человека

Оцените статью
Православный религиозный информационный сайт на все случаи жизни