Биография иеросхимонаха Рафаила Берестова и мнение церкви о его деятельности

Среди духовенства Русской Православной церкви встречаются представители, служение и взгляды которых расходятся со сложившимися устоями христианства и организации современного общества. Одним из таких священнослужителей является иеросхимонах Рафаил Иванович Берестов, вокруг мировоззрения которого долгие годы не утихают споры. Кто-то считает его святым старцем, а кто-то причисляет к душевнобольным. Расхожее мнение выражают люди в миру и священники.

Биография иеросхимонаха Рафаила Берестова

Жизненный путь Рафаила Берестова, как и его взгляды на положение многих мирских дел, сложен и противоречив. Он рано и самостоятельно пришел к Богу. Проповедуя православие, иеросхимонах приобщился к теории, далекой от массового признания РПЦ. Он ищет уединения, высказывается против многих церковных и гражданских позиций, ведет за собой сподвижников и учеников.

Происхождение и детские годы

Проживая в Москве, Иван и Анна Берестовы ожидали появления на свет первенца в 1932 году. Будущая мама решила рожать в родной деревне Сыркино, которая ныне располагается в Тверской области. 20 ноября Анна родила двойню. Один из новорожденных мальчиков не дышал, но акушерке удалось реанимировать младенца. Чудом выжившего малыша нарекли Михаилом. Опасаясь за его жизнь, ровно на следующий день детей крестили.

Через 4 года в семье родился третий сын. Мальчика назвали Анатолием, и впоследствии он тоже стал священнослужителем. Игумен Анатолий стал профессором медицинских наук и организовал центр по борьбе с различного рода болезненными зависимостями.

Родители мальчиков были рядовыми советскими гражданами и не слыли глубоко верующими людьми. Но бабушка малышей была верующей. Именно она водила мальчиков в храм, от нее они впервые узнавали о Боге и православной вере.

Михаил рос ослабленным и болезненным. Он отставал в физическом развитии от своих сверстников. Его с детства увлекало рисование, а в итоге привело в художественную школу.

Образование

Чтобы быть зачисленным на курс художественной школы, Михаилу предстояло пройти вступительные испытания. С экзаменом по акварели он не справился и изначально не был зачислен в списки учеников. Но судьба соблаговолила Мише: его зачислили в учебное заведение вместо отказавшегося от места абитуриента.

К прочтению:  Значение иконы Божьей Матери Умиление и тексты молитв, о чем просят

19-летнего студента, который параллельно успевал подрабатывать, подкосил серьезный недуг. Врачи поставили юноше тяжелый кардиологический диагноз, и прогноз был неутешительным. Миша пообещал, что если выживет, то уйдет в монашество.

Постриг

Родители Михаила не одобрили решение сына стать монахом и не дали своего согласия, без которого путь в монастырь для него оказался закрыт. Тогда юноша устроился на работу в церковную мастерскую, а также исполнял послушания в Троице-Сергиевой лавре. Через 3 года родители приняли выбор сына и благословили его на служение Господу.

В возрасте 31 года он обрел духовного наставника в лице Кирилла Павлова, а еще через 3 года был пострижен в монахи с именем Рафаил. В некоторых источниках описывается интересный случай, когда одна молодая монахиня еще в юные годы предрекла Михаилу его судьбу и озвучила будущее церковное имя.

В возрасте 41 года Рафаил был рукоположен в иеродиаконы. 23 года служил он в лавре, где реставрировал иконы, проводил диаконское служение, выполнял послушание на клиросе. Не раз Рафаила привлекали к дисциплинарной ответственности за его взгляды. Он открыто выступал против сотрудничества церкви с властями и слияния христианских церквей.

Жизнь в Абхазии

Вместе со своим духовным отцом Кириллом Рафаил ездил на Кавказ, где они посещали монахов-отшельников. С каждой поездкой все больше крепло в нем желание остаться в ските. Благословение на переезд в Абхазию он получил в 1984 году.

Рафаил направился в горный скит, находящийся в 30 километрах от города Сухуми. Перед самым его приездом скит разогнала местная милиция. Многих отшельников арестовали, другие смогли убежать. Позже скит был восстановлен.

Рафаил уединился в самодельной отшельнической келье на горе Большой Схапач. В уединении провел он 6 лет, каждые 2 года из которых посещал своего духовного отца в Троице-Сергиевой лавре. Затем он сошел с горы и 3 года провел в отдельной келье вблизи женской горной пустыни вплоть до начала военного конфликта Грузии и Абхазии.

Валаамская обитель

Отец Кирилл отправил Рафаила в Валаамскую обитель. Монах не хотел покидать скит, но ему пришлось это сделать. Он сломал руку, вынужден был получать лечение. В болезни Рафаил узрел Божий промысел и отправился на Валаам, где принимал участие в восстановлении монастыря. В том же 1993 году был рукоположен в иеромонаха.

Рафаил стал духовником обители, но вскоре покинул ее и поселился в ските. Братия охотно посещала отшельника. Через год монах принял схиму.

Афон

В 1997 году неподалеку от города Сочи иеросхимонах Рафаил организовал обитель с названием «Крестовая Пустынь», где действовал афонский устав. Уже через год противнику экуменизма, отцу Рафаилу, вместе с подвижниками пришлось переехать на Афон, где они нашли пристанище в русской обители.

К прочтению:  История Всеблаженной иконы Божией Матери, в чем помогает и молитвы

В 2002 году они вернулись в Абхазию и основали три горных скита. Через 3 года Рафаил выпустил брошюру, в которой раскритиковал государственный строй и уклад общественной жизни. В 2007 монах с последователями вернулись на Афон. Настоятель сербской обители позволил им поселиться в келье Иоанница.

В 2016 году братию попросили освободить пристанище, и они обосновались в горах. Зимой в горах холодно и влажно, потому отец Рафаил временно перебирается в более теплые места, одно из которых – остров Крит.

Деятельность иеромонаха сегодня

Выступая изначально против использования компьютеров и гаджетов, с 2010 года братия во главе с отцом Рафаилом регулярно выкладывает в интернет видеоролики и публикует статьи, пропагандирующие их догматы.

Основные идеи братства сводятся к следующему:

  • отрицание экуменизма и признание его ересью;
  • ИНН, паспорт, полис – все от Сатаны, как и любые номерные документы;
  • пропаганда монархического строя;
  • города – злостные места для монахов;
  • компьютер – зло, отвлекающее от молитвы.

Номерные документы Рафаил считает изобретением масонов, прислужников Сатаны. По его мнению, получая ИНН, человек сходит с пути истинного. Монах считает святым Григория Распутина, прославляет монархические устои, выступает против единения христианских церквей.

Мнение церкви о монахе Рафаиле Берестове

В основной своей массе священнослужители Русской Православной церкви считают отца Рафаила самозванным старцем, а некоторые предполагают, что разум его помутился после многочисленных болезней. Его труды многие называют отступническими. Также церковь обвиняет монаха в раскольнической деятельности, подрывающей единство и авторитет Православной церкви.

Многие священники уверены, что лжестарец Рафаил не может вызывать иных чувств, кроме сожаления и сочувствия; винят в том, что его деятельность уводит людей из церкви. Но есть и те, кто считают монаха святым старцем и верят в дар прозорливости. Большинство же признают его раскольником и отступником от традиционного учения РПЦ.

Оцените статью
Православный религиозный информационный сайт на все случаи жизни