За время существования христианства написано большое количество образов с ликом Божией Матери. Первое изображение Богородичного лика принадлежит евангелисту Луке. Иконография насчитывает около 700 различных икон с образом Богородицы. Среди них есть и малоизвестные, но не менее чудотворные иконы. Одним из таких образов является икона с изображением Божией Матери, называемая Арапетской или Аравийской.
История создания Арапетской иконы Божией Матери
Арапетская икона является одним из самых старинных изображений Божией Матери. Но, кроме наименования, другие данные об иконе отсутствуют, информации о времени и месте ее появления не сохранилось. Существует несколько версий происхождения святого образа.
По одной из них, временем появления иконы считают IV век, даже называется определенный год – 301. Другая версия гласит, что данный Богородичный лик появился гораздо раньше – в I веке, во время путешествия святого апостола Фомы по Индии с проповедью евангельского учения.
У данного изображения святого лика есть еще одно, более известное наименование – «О Всепетая Мати». Такое название святой лик получил из-за слов, выведенных на церковнославянском языке по краю отделки мафория Небесной Царицы «О Всепетая Мати рождшая всех святых…». Данная фраза принадлежат 13 кондаку Великого Акафиста, а «Всепетая» переводится как «прославляемая всеми».
Богородичный лик «О Всепетая Мати» можно увидеть среди образов Сийского иконописного подлинника, составленного еще XVI-XVII веках.
Причем встречается несколько названий данной иконы. На одних изображениях она называется Арабской, на других – Аравийской.
Арапетский лик Богородицы относится к одному из самых распространенных иконографических типов – Одигитрия (Путеводительница).
Богоматерь на нем изображена по пояс, развернувшись на три четверти. Обеими ладонями Богородица поддерживает Святого Младенца, расположив их на одном уровне с предплечьями Иисуса Христа.
Руки Спасителя (полностью видна лишь левая, у правой заметна лишь кисть) приподняты, находятся на груди Святой Марии.
Особенно необычно выглядит облачение Богоматери:
- хитон, выполненный в красно-коричневых тонах;
- темно-вишневый мафорий, символизирующий горний мир;
- на плечах, по центру головы расположены медальоны с изображением ангелов, представляющие собой древний символ Троицы.
Встречаются изображения, на которых голову Богородицы венчает широкий царский венец.
Верхняя часть туловища и ножки Спасителя оголены. Святой Младенец изображен в одном набедренном плате и гиматии. Одеяние Иисуса исполнено в редкой, неповторимой «облачной» форме, словно обволакивая, поддерживая и скрывая Святого Младенца.
Из-за того, что на Арапетской иконе имеются слова из акафиста, Богородичный лик часто располагают между сложносоставными святынями под названием «Акафистная». По этой причине некоторые верующие иногда по ошибке называют образ «О Всепетая Мати» Акафистным.
Значение и почитание в православии
В русской иконописи об этом типе иконографии стало известно с XVII века. Причем ее появление не имело отношения к какой-то определенной святыне. Образ был предназначен для символического прочтения гимнографического текста.
Но, несмотря на то, что Арапетское изображение Богоматери входило в перечень чудотворных Богородичных икон, день празднования иконы в православных месяцесловах, составленных в XIX веке, отсутствовал.
Почитание иконы «О Всепетая Мати» Православная церковь стала отмечать не так давно. Дата празднования чудотворного образа по календарю РПЦ выпадает на 19 сентября по новому стилю (6 сентября по старому календарю).
День памяти Арапетского святого образа внесен и в календарь РПЦЗ, но на 6 октября (19 октября по новому стилю). На этот же день установлено чествование Аравийской иконы Украинской Православной церковью.
О чем просят перед образом
Арапетская икона, как и любой Богородичный лик, обладает чудодейственной силой. Аравийский образ Царицы Небесной помогает больным и страждущим.
Богородицу просят:
- укрепить веру;
- помочь в нахождении истинного пути;
- поддержать в принятом решении.
Но к святому образу «О Всепетая Мати» обращаются не только при возникновении каких-либо проблем. Перед Аравийским святым ликом принято восхвалять Богородицу и благодарить за помощь и защиту. Известно много случаев, когда чудеса происходили не по просьбе молящегося, а по смирению и принятию всего случившегося в жизни.
Главное – верить и искренне молиться. Божия Матерь способна заглянуть в душу и сердце каждого, указав истинный путь.
Где найти святой образ
Икону Богоматери «О Всепетая Мати» можно увидеть в Благовещенском мужском монастыре г. Нежина.
Еще один список святого образа находится в Третьяковской галерее. Но Третьяковская икона немного отличается от Благовещенского образа. На голове Марии отсутствует венец, и Младенец находится с левой стороны, что встречается довольно редко.
Текст молитвы перед иконой
В молитвослове отсутствует специальная молитва, предназначенная для чтения перед Арапетской святыней. Перед святым образом «О Всепетая Мати» читается 13 кондак Великого Акафиста.
Молитвенный текст звучит следующим образом:
«О, Всепе́тая Ма́ти, ро́ждшая всех святы́х Святе́йшее Сло́во! Ны́нешнее прие́мши приноше́ние, от вся́кия изба́ви напа́сти всех, и бу́дущия изми́ му́ки, о Тебе́ вопию́щих: Аллилу́иа».
Перевод:
«О всепетая (т. е. воспеваемая всеми) Мати, родившая Слово, святейшее всех святых! Приняв нынешнее приношение (т. е. данную молитву – акафистное пение), избавь от всякой напасти и изыми от будущей муки всех, Тебе восклицающих: Аллилуиа».