Какие особенности имеют византийские иконы и язык символов православия

У истоков древнерусской церковной живописи лежат традиции византийских художников. Они хорошо прослеживаются в творчестве иконописцев разного времени. Основой для развития византийского творческого подхода стало создание византийских икон, которые обладали характерными чертами и были легко узнаваемы потомками. Иконопись активно развивалась в Византии с момента создания государства до самой гибели империи.

Византийские иконы – история

Развитие византийской иконописи принято разделять на периоды. Каждый из них имеет свои особенности. Изучение основ живописи Византии – одна из самых интересных исследовательских тем для современных культурологов.

Доиконоборческий период

Период, который охватывает VI-VII века, называют доиконоборческим. Для него характерны следующие черты:

  • наличие схематичности при изображении центральных фигур;
  • грубые, резкие мазки;
  • использование нескольких основных сюжетов для изображения без добавления деталей.

Для создания древнейших икон использовалась особая техника живописи под названием энкаустика. Особенностью энкаустики являлось использование воска как связующего звена между красками. Материал быстро застывал на холсте и хранил изображение на протяжении долгого времени. Этим можно объяснить тот факт, что многие иконы, созданные во второй половине VI века, сохранились и дошли до наших дней.

Справка! Самый объемный по площади ансамбль из раннехристианских мозаик, выполненных на стенах монастырей и храмов, расположен на территории города Равенна на западе Италии.

Послеиконоборческий период

Развитие иконописи Византии было прервано началом иконоборчества, которое длилось с начала VIII до начала IX века. Это религиозно-политическое движение было направлено против сторонников почитания иконописных полотен. Лидеры иконоборчества считали, что Господь не нуждается в изображении, что для веры во Всевышнего не нужны молитвословы или иконы, написанные людьми.

После того, как движение стало менее агрессивным, иконопись продолжила активное развитие. Для этого периода характерны следующие черты:

  • использование для обрамления иконы доски из кедра или сосны;
  • создание углубления в основе для помещения внутрь сюжета иконы;
  • использование золота при написании основного сюжета;
  • детализация при создании иконы.

Греческие и византийские мастера распространили прием использования листов сусального золота. Листы накладывались на созданное изображение, затем разглаживались, создавая легкую золотую пыль на иконе.

Справка! В качестве клея для листов сусального золота использовался чесночный сок.

Комниновский период

Этот период длился с XI до XIII века. Он пришелся на период правления аристократического рода Комнинов. Характерные черты периода:

  • изменение стиля;
  • сочетание классической формы и гармоничности;
  • придание ликам святых индивидуальности;
  • наличие мягких плавных черт;
  • продолжение традиций использования сусального золота.

К этому периоду относят легендарную Владимирскую икону Богоматери, которая была выполнена константинопольскими иконописцами.

Для описания ликов мастерами комниновского периода был использован узнаваемый стиль. Лицо святого было узким, вытянутым, нос оставался тонким и длинным. На переносице изображалась характерная треугольная ямка.

Кроме классического стиля, для этой эпохи характерно стилизационное отклонение. Примером комниновского маньеризма служит фреска церкви святого Пантелеймона, относящаяся к 1164 году. Черты стиля:

  • резкие порывистые мазки;
  • витиеватое изображение одежд;
  • искажение черт лица.
К прочтению:  Тексты молитв при крещении ребенка для крестных, как правильно читать

Житийские образы

Во второй половине XIII века Константинополь был разрушен рыцарями-крестоносцами. Иконописцы того времени были вынуждены прекратить работу. По мере восстановления Византии восстанавливалась иконопись. Она приобрела новые черты. Центром сюжета полотен стали жития святых. Изображения стали хрестоматийными. По одному полотну можно было «прочитать» весь путь, описанный Библией.

Палеологовский период

Во второй половине 1261 года Константинополь был возвращен Михаилом Палеологом. Период расцвета искусства этой эпохи принято называть «палеологовским ренессансом». На иконопись оказало влияние характерное для времени ориентирование на традиции античной культуры.

Черты периода:

  • создание миниатюрных мозаичных икон, предназначенных для экспозиций или для ношения заказчиком;
  • миниатюрность работы;
  • спокойные образы наряду с детальными, характерными для портретной техники;
  • наличие безупречных пропорций;
  • устойчивость поз;
  • выверенность композиций.

Помимо этого, отдельно говорят о появлении новых сюжетов, новом толковании Священного Писания, вариативности икон.

При изображении сцен из жизни Божьей Матери появилась сюжетность, стали появляться различные литературные подробности.

Символы в византийской иконописи

Для византийской иконы характерно наличие языка символов. По отдельным деталям православный человек мог прочитать многое. Значение имеет цвет, форма, жесты святых. Во время развития иконописной живописи большое значение приобрели детали, каждая из них могла быть акцентом на чем-то важном.

Основные символы Описание, особенности
Дуб, дом Символы созидания. Дуб изображали как дерево жизни, любой из силуэтов жилища означал незыблемость, создание чего-то значимого.
Гора Знак духовного восхождения, преодоления многочисленных препятствий на праведном пути.
Анемон Цветок, олицетворяющий скорбь. Чаще всего принадлежал Божией Матери, Деве Марии.
Красный крест Возвещение о мученичестве.
Золотой венец Символ победы духа.
Чаша с водой Знак, возвещающий о крещении.
Чаша с елеем Символ таинства соборования усопшего.

Значение имел цвет, который использовался для окрашивания деталей:

  1. Золотые и желтые оттенки символизировали Божественную силу, духовную энергию, добро.
  2. Багряный или пурпурный оттенок выбирали для обозначения царской принадлежности. Главные святые традиционно писались в багряных одеждах.
  3. Красный был признан цветом любви, тепла, живородящей энергии. Одновременно с этим он мог символизировать кровь и мучения.
  4. Белый цвет – символ простоты, Божественного сияния, святости. С помощью белого тона изображались пеленки безгрешных младенцев и пелены, которыми покрывали тела усопших.
  5. Коричневый цвет напоминал о тленности бытия, символизировал землю, часто с его помощью обозначали прах.
  6. Черным цветом окрашивали могилы, пещеры. С его помощью рисовали ад, напоминали о греховности.

Основными персонажами византийской иконописи принято считать Божью Матерь и Спасителя. Сюжеты многих икон предполагают описание этапов их существования.

Вклад в иконописание

Восточно-христианский мир невозможно представить без иконописи Византии. Константинопольскими мастерами было положено начало создания особой техники написания икон как отдельного вида искусства. Византийская иконопись оказала мощное влияние на развитие древнерусской живописи и архитектуры. Святыни, признанные и почитаемые православными верующими на Руси, были созданы византийскими мастерами или написаны под влиянием от работ византийских мастеров.

К прочтению:  История акафиста Покрову Пресвятой Богородицы и как правильно читать текст

Особенности полотен, созданных во время существования Византии, были бережно сохранены потомками и учтены при работе над современными произведениями искусства.

Самые важные иконы из Византии

Среди множества работ выделяют 5 легендарных полотен, по которым судят о чертах византийской иконописи. Каждая из работ представляет собой целый мир, полный аллегорий, метафоричности, пышности образов.

«Воскрешение Лазаря»

Икона относится ко второй половине XII века. Это не классическое иконописное полотно, а часть тябла, которое использовалось для создания обширного иконостаса. Эта часть изображает сцену воскрешения Лазаря. Создание эпистилия принадлежит афонским мастерам. По исследованиям специалистов, был сделан вывод, что авторы – простые монахи, которые создавали иконы для своих нужд.

На тябле изображен классический сюжет. Иисус, пришедший по воззванию женщин, которые лежат у его ног, обращается к ранее усопшему Лазарю. Лазарь выходит из гробницы-пещеры, на его теле остались следы бинтов. Иисус призывает его «восстать» и явиться воскресшим.

Тябла была сопряжена с досками, изображавшими «Преображение Господне» и «Тайную вечерю». В дальнейшем, при разрушении монастыря, фреска была распилена на несколько частей, каждая из которых перевезена в разные концы страны.

Богоматерь с младенцем

Классический пример искусства этой эпохи – это создание икон Богоматери с младенцем Иисусом на руках. Византийские мастера выбрали для изображения тип Одигитрия. Это образ, который был взят за основу евангелистом Лукой.

На иконе Божья Матерь изображена поколенно. Исследователи датируют икону XIV веком. На головах матери и сына покоятся царские короны. Царскими особами Марию и Иисуса стали изображать византийцы, начиная с начала XIV века.

На левой руке матери сидит младенец Иисус. Одна рука застыла в благословляющем жесте, другой рукой Он с младенческой нежностью держится за мать. Правой рукой дева Мария удерживает скипетр и державу. Исследователи считают, что авторы создали икону под влиянием итальянской живописи. Это прослеживается в технике изображения лиц главных фигур.

Рельефная икона святого Георгия

Редкий византийский памятник – деревянный рельеф, изображающий святого Георгия. Памятник искусства начали изучать только в XIX веке, хотя дата его создания – XII век. Это связано с тем, что рельеф был скрыт серебряным окладом на протяжении нескольких веков. После детального изучения и многочисленных этапов реставрации было принято решение об отнесении предмета искусства к послеиконоборческому периоду.

Рельеф изображает Георгия Победоносца юным воином. Вокруг центральной фигуры сохранились детализированные картины жития святого. Житийные иконы плохо сохранились из-за хрупкости основного материала, на котором они изображались, но рельеф святого Георгия, защищенный серебряным окладом, дошел до современников.

На предмете поместилось 10 эпизодов из жития, которые пошагово повествуют о жизни Георгия. Житийные клеймы рассказывают о чудесах, мученичестве Георгия, его подвигах. Эпизоды расположены по строгой схеме, на них прослеживается сюжет, можно разглядеть фигуры, выполненные с соблюдением классических пропорций.

Рельеф святого Георгия стал одним из предметов, свидетельствующих о зарождении такого явления, как иконостас. Рельеф, наряду с тяблами и арочными фресками, использовался для создания особой атмосферы при оформлении храма.

К прочтению:  Житие пророка Моисея, икона святого боговидца и в чем помогает

Икона Богоматери с младенцем с распятием на обороте

Двухсторонняя икона относится к эпохе палеологовского ренессанса. Великое произведение было создано высочайшим мастером константинопольской школы. Несмотря на то, что икона сохранилась плохо, специалисты смогли составить анализ произведения на основе частей.

Первая лицевая сторона показывает сцену распятия. На иконе все внимание сконцентрировано на трех фигурах: Богоматери, распятом Иисусе и Иоанне Богослове. Из сюжета убраны лишние детали, акцент остановлен на самом совершении распятия. Голгофа показана как небольшой холм у подножия креста. Стены Иерусалима, которые часто изображаются внушительными крепостными стенами, можно различить только при близком рассмотрении.

На обратной стороне Богоматерь с Иисусом младенцем на руках представляет собой классическую икону в стиле доиконоборческой эпохи. Об этом можно судить по вытянутости ликов, по тонкости черт и классическом расположении фигур девы Марии и младенца.

Выбор сцен для создания двусторонней иконы очевиден. Это соединение двух начал: зарождения жизни Спасителя и его земное окончание. Мать выступает как двуликая мученица, которая произвела на свет величайшего Богочеловека и вынуждена проститься с ним, принимая жертву, совершенную во имя человечества.

Икона Богоматери «Кардиотисса»

Икона датирована XV веком, принадлежит руке известного иконописца Ангелоса Акотантоса. Художник проживал на острове Крит, им было создано более 40 полотен, получивших всемирную известность. Уникальное полотно, названное иконой Богоматери Кардиотисса, представляет собой традиционный сюжет, на котором мать держит младенца. При этом детали образа, подача сюжета и вариативность изображения говорят о начале новой эпохи и изменении сознания православного верующего человека.

Особенностью иконы стало неклассическое преподнесение поз. Мать держит младенца, ее взгляд устремлен вдаль, задумчив. Младенец откидывает голову назад, одной рукой удерживая плечо матери. Его взор уходит ввысь, Он как бы предвидит свою кончину. Исследователи считают, что откидывание фигуры младенца назад символизирует снятие Иисуса с креста, которое уже в самом начале земной жизни становится Его роком, предопределением будущего.

Эти символы являются признаком византийской драматургии. Мастера палеологовского ренессанса славились склонностью к насыщению живописных образов литературными повествовательными деталями, они стремись сказать больше, определить будущее героев святынь, сделать их изображение житийным, но без использования детализации и житейских клейм.

Информация! «Кардиотисса» означает «сердечная».

Византийский иконостас

Иконостасом традиционно называют перегородку между алтарем и остальным помещением храма. На иконостасе принято размещать самые дорогие и почитаемые иконы. Обычай возводить алтарную перегородку и использовать иконы для ее украшения сформирован византийскими священнослужителями. Византийский иконостас имеет четкую иерархию.

Расположение икон Описание икон Назначение икон Какие иконы использованы
Верхний ряд или эпистилий с Деисусом по центру Сцены из жизни девы Марии и Христа Прошение за род человеческий Богородицы, Иоанна Предтечи
По сторонам от Деисуса Сюжетные иконы Описание жизни и спасения человечества «Рождество Христово», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень», «Сошествие во ад», «Успение Богородицы»

Царские, святые или райские врата на иконостасе чаще всего увенчивались иконой Благовещения как возвещения о спасении людей. Алтарная преграда всегда была закончена изображением креста как символа распятия и жертвы.

Оцените статью
Православный религиозный информационный сайт на все случаи жизни