Миро использовалось до зарождения христианства. В переводе с греческого это слово означает «благовонное масло». Им помазывали первую Церковь (Скинию), где хранились Заветы Бога для израильтян, первосвященников, ветхозаветных пророков. Благовония несли к месту погребения Иисуса Христа жены-мироносицы. В христианском вероучении Миропомазание стало таинством, неотъемлемой частью приобщения к Богу.
Понятие Миропомазания в православии
Православные верующие считают Миропомазание таинством, в отличие от протестантов. Миро – ароматное масло, приготовленное особым способом и освященное по специальному ритуалу. Смысл священнодействия заключается в воссоединении человеческой души с Богом, принятии Святого Духа.
В православии обряд совершается сразу после Крещения. Два таинства дополняют друг друга по чину присоединения новокрещеного к Церкви и духовному возвышению.
Священник наносит священный состав на части тела человека:
- лоб;
- веки;
- ноздри;
- рот;
- уши;
- кисти рук;
- стопы ног;
- грудь.
Обряд начинается после молитвы «Благословен еси…». Помазание осуществляется крестообразно. После каждого крестика произносятся слова, о том, что это есть печать дара Святого Духа (для мыслей, чувств и действий человека).
Таинство Миропомазания состоит из трех частей:
- приготовления;
- освящения;
- помазания.
Без ритуального освящения крещеного верующего не допускают к причастию. При воспитании православного ребенка в странах с другими конфессиями по его возвращении проводится повторное миропомазание.
Католиков и старообрядцев принимают в православную веру без крещения, через помазание миром. Протестанты при переходе в православие должны пройти полный обряд: Крещение и Миропомазание.
История происхождения
До III века от Р. Х. помазание миром не входило в священнодействие при крещении. Новокрещеные получали благословение и дар Святого Духа через рукоположение апостола/епископа. Приток желающих креститься в христианскую веру изменил порядок обращения в веру Христову. Священнослужители стали использовать освященное благовонное масло, по составу близкое к ветхозаветному. В 343 году было издано общецерковное правило, согласно которому Помазание Небесное должно свершаться сразу после Крещения.
Что представляет из себя миро
Миро – это смесь оливкового масла высшего качества (елея), белого вина, ароматических трав, смол и корней. Количество и перечень благовонных добавок в святом составе строго не регламентировано (от 30 до 50 включений).
В основной состав добавляют:
- масло мускатное;
- розовое;
- гвоздичное;
- бергамотовое;
- лимонное;
- ароматические смолы (ладаны);
- лепестки роз;
- корни калгана;
- фиалки.
Готовит и освящает миро высший чин поместной церкви (в Русской Православной Церкви – патриарх Московский и Всея Руси).
Как происходит
Время приготовления – раз в 2 года, на Страстной неделе. Подготовка ингредиентов начинается с середины Великого поста. Перед этим совершается обряд Малого водосвятия. Подготовленные ингредиенты окропляются патриархом освященной водой. Часть масла и вина отделяют, проваривают. Ароматические масла, смолы и корни, предварительно измельченные, заливают кипящим раствором и настаивают в продолжении 2-х недель.
Утром Великого Понедельника патриарх освящает серебряные котлы для мироварения, сосуды для хранения, компоненты священного благовония. Огонь под котлами Святейший разжигает при помощи трикирия (подсвечника с 3-мя свечами для богослужений). В котлы вливают все компоненты состава, доводят до кипения и варят на медленном огне, перемешивая, под чтение Евангелия священнослужителями до Великой Среды. В Среду в готовое миро добавляют душистые травы и разливают в 12 сосудов.
В Великий Четверг на вечерней службе патриарх освящает миро. Перед этим священнослужители вносят сосуды и устанавливают на алтаре, вокруг Престола. На Престоле помещают сосуд с освященным в прежние годы составом (алавастр). Каждый сосуд Святейший трижды осеняет крестным знамением под чтение особых молитв, закрывает.
Освященное миро под пение 44-го псалма переносится в Крестовый Храм, где в каждый сосуд добавляется по несколько капель из алавастра. Древнее миро дополняют новоосвященным. Сосуды с освященным содержимым отправляют в епархии, где их распределяют по приходам.
В церквях миро хранят в алтаре, в мирнице (ящике для миро и елея). Здесь, вместе с сосудами для святого миро и святого елея, хранятся ножницы, губка, кисточка для помазания миром и кисточка для помазания елеем.