Житие пророка Моисея, икона святого боговидца и в чем помогает

Личность и жизнь пророка Моисея занимают особое место в христианстве. Бог явился ему в Своем Образе и преподал Заветы израильтянам, основываясь на которых Моисей создал свод законов (Тору). Пророк был первым боговдохновенным писателем, одним из авторов Ветхого Завета. Моисей – основоположник иудаизма, организатор Исхода евреев из Египта.

Краткая биография

Моисей – самый знаменитый из ветхозаветных пророков, через которого Бог общался с евреями, как богоизбранным народом. Предположительный период жизни – 1500-1300 лет до Р. Х.

Происхождение

Моисей родился в Египте. Его родители, Амрам и Иохаведа, были из колена (племени) Левия. Как все левиты, отец был священнослужителем и не имел земли и скота. Еврейский народ, когда-то добровольно переселившийся в Египет и имевший значительные льготы, к этому времени был низведен до положения рабов. Фараон, чтобы ограничить рождаемость евреев, приказал убивать новорожденных мальчиков.

Мать Моисея 3 месяца прятала ребенка, но вынуждена была положить его в корзину и пустить плыть по Нилу. Корзинку с плачущим младенцем прибило к берегу в том месте, где купалась дочь фараона. Она велела служанкам достать малыша. Данное ребенку имя означает «взятый из воды».

Детство и юность

Старшая сестра Моисея, Мариам, находилась неподалеку, наблюдая, кто увидит и возьмет корзину с ребенком. Она предложила дочери фараона найти кормилицу, на что та согласилась. Ребенок вернулся в родной дом, где его никто не мог теперь обидеть.

Когда Моисею исполнилось 2 года, его привели к дочери правителя Египта, которая сделала его своим приемным сыном. Моисей получил хорошее образование, постигнув знания, доступные египтянам.

Житие

До 40 лет он жил при фараоне, наблюдая, как угнетают его соплеменников. Случай жестокого обращения с евреем надсмотрщика заставил его вмешаться и убить египтянина. Спасаясь от наказания, Моисей сбежал в Мадиамскую землю, где его приютил местный священнослужитель Рагуил. Вскоре Моисей женился на его дочери Сепфоре.

Терновый куст

Прошло 40 лет в стране мадианетян. Однажды Моисей пас овец в пустыне и увидел на священной горе Хорив огонь. Непреодолимая сила заставила его подняться наверх. Вид пылающего без жара, но не сгорающего куста терновника привел его в ужас. Моисей услышал голос, приказавший ему снять обувь и не приближаться к огню. Испуганный Моисей разулся и закрыл лицо руками. Голос из терновника сказал ему, что он Бог потомков Адама от его сына Иакова и имя его Сущий (Иегова).

Неопалимая Купина стала символом Святой Церкви: огонь означал страдания евреев, в горниле которого он очищался, и прообразом Боговоплощения. Явившийся пастуху Бог сказал, что стенания евреев дошли до него, и долг Моисея – спасти народ израилев. Оробевший Моисей смиренно сказал, что немощен и косноязык, но услышал в ответ, что Бог будет всегда рядом с ним, вложит в его уста убедительные речи.

В доказательство Бог явил два чуда: превратил посох в змею, а на руке появилась и пропала проказа. Тем самым он дал Моисею власть над еврейским народом и наделил способностью чудодействовать. В помощники Моисею Иегова определил его старшего брата Аарона.

10 казней

Для выполнения наказа Господа Аарон с Моисеем явились к фараону и от имени Бога потребовали отпустить евреев в пустыню для выполнения праздничных обрядов. Но фараон не признавал веру израильтян и отказал. Для доказательства силы Господней Аарон бросил свой жезл на землю, и он превратился в змею. Жрецы египетские сделали то же самое, и их жезлы преобразились в гадов. Но жезл Аарона поглотил жезлы язычников. Фараон не воспринял предостережение Господа, и египтяне испытали на себе силу Божьего гнева.

Десять казней обрушил Иегова на народ египетский, прежде чем фараон пошел на уступки. Казнь первая. Аарон ударом посоха по воде Нила перед лицом правителя превратил всю воду в Египте в кровь. Лишь евреи могли брать воду из реки, и египтяне вынуждены были покупать ее у них. Но фараон разгневался, так как посчитал это колдовством.

Через 7 дней Аарон простер руку, и земля покрылась жабами. Фараон стал просить Моисея, чтобы он умолил Бога об избавлении от жаб. Моисей выполнил его просьбу, и Господь очистил землю. Фараон не отпустил евреев. Третья казнь. Аарон ударил посохом, и на египтян, и их скот напали москиты. Фараон не воспринял это, как Божье наказание, несмотря на убеждения жрецов.

Господь велел Моисею сказать фараону, что если он не выполнит его повеление, то на египтян нападут песьи мухи. Так и случилось. Вся земля египетская страдала от нашествия лютых насекомых, кроме местности, где жили евреи. Напуганный правитель согласился отпустить евреев и обещал принести жертву Богу, но после избавления от мух снова не выполнил обещание.

Пятую казнь Бог совершил без посредничества Моисея и Аарона, напустив на скот египтян моровую язву. Моисей бросил горсть пепла над собой. Ветер разнес пылинки, и все египтяне и скот покрылись нарывами. Но Господь ожесточил сердце правителя, чтобы он еще сильнее почувствовал кару небесную. Бог сказал фараону, что завтра он нашлет град и молнии, каких не видела земля египетская. Моисей был исполнителем наказания. Все поля и сады египтян уничтожил град, страшные раскаты грома напоминали глас Божий. Не пострадали земли, где проживали евреи. Фараон покаялся и молился Господу. Но Бог не хотел, чтобы он отпустил евреев из страха и ожесточил его.

К прочтению:  Почему свеча плачет или тухнет в церкви, приметы и их значение, к чему это

Восьмая казнь заключалась в нашествии саранчи, которую принес восточной ветер после указания Моисеевым жезлом. Фараон готов был опять покаяться, но Бог послал в его сердце ненависть, чтобы египтяне запомнили обрушившиеся на них бедствия до скончания веков. Поднял Моисей руки, и упала на Египет ночь, продолжавшаяся 3 суток. Напрасно жрецы взывали к богу Ра, тьма поглотила страну язычников. Фараон согласился отпустить евреев, если они не заберут свои стада, но Моисей не согласился, провозгласив, что следующая кара будет еще страшнее.

Наступил месяц авив (с середины марта до середины апреля). Евреи готовились к исходу. Бог повелел им в 14 день авива зарезать ягненка и помазать его кровью двери в дома. В ночь на 15 число Бог послал Ангела Смерти в землю египетскую. Он убил всех первенцев людей и скота, пройдя мимо еврейских жилищ, помеченных кровью агнеца.

Учреждение праздника Пасхи

С того времени день заклания агнеца евреи стали отмечать, как праздник, назвав его Пэсах (Пасха), что означает «избежать чего-то». В этот день они не едят дрожжевой хлеб, а готовят опресноки (пресный хлеб).

Ветхозаветная традиция имеет символичное значение.

Кровь ягненка предвосхищает кровь, пролитую Христом на Кресте за грехи людей. Агнец Божий (Иисус Христос) своей смертью искупил первородный грех Адама, защитив человеческий род от гнева Господнего.

Отказ от употребления в пищу традиционного дрожжевого теста означает, что народ израилев не принял языческие традиции. Несложный и быстрый рецепт приготовления пресного теста свидетельствует о силе Бога, с какой быстротой он освободил народ от угнетения. Пасхальная традиция также требует, чтобы на столе был ягненок, зажаренный целиком, без отделения головы.

Исход

Устрашенный Промыслом Божиим фараон призвал Моисея и Аарона и приказал им вывести евреев из Египта. Перед началом пути Господь повелел крестить всех спасшихся первенцев, от людей до скота. Он назначил, что перворожденные должны быть освящены и отданы на служение Богу.

В последнюю ночь евреи отметили Пасху, забрали все свое имущество, скот, кости патриархов и в количестве более двух миллионов человек ушли из Египта. Путь в землю обетованную евреям определил Бог. Днем и ночью он двигался впереди колонны в виде огненного столпа. Фараон увидел, что его страна обеднела без трудолюбивых рабов-евреев, и, забыв о карах Господних, собрал войско и пустился за ними вслед.

Переход через море

Неминуемая смерть или возвращение в Египет грозили израильтянам: впереди было море, позади – воины фараона. Господь повелел Моисею ударить жезлом по воде. Подул сильный восточный ветер, море расступилось, обнажив дно. Евреи пошли по земле, между застывших с обеих сторон водяных глыб. Когда они прошли половину моря, на берегу появилось войско фараона. Правитель, не раздумывая, отдал приказ следовать за колонной израильтян. Колесницы с воинами мчались по дну Красного моря, но не успели догнать евреев. Очутившись на берегу, Моисей снова ударил жезлом по воде. Морские волны сомкнулись, оставив в пучине преследователей.

Чудеса

Дорога через пустыню была трудной. Народ израильский часто роптал на Моисея, вспоминая свою жизнь в Египте. Пророк, данной ему Господом силой, совершал чудеса для спасения людей. В Аравийской пустыне люди страдали от жажды, вода была горькой от соли. По велению Моисея в воду бросили дерево, и она стала сладкой. Скот погиб в пустыне, и нечего стало есть. Малодушный народ стал требовать мяса. Бог, по молитве Моисея, в течение всего времени исхода посылал для пропитания манну небесную.

По прошествии нескольких лет манна приелась, евреи стали требовать мяса. Разгневанный Бог наслал стаю перепелов, которых стали с жадностью поедать, а затем умирать от обжорства. Когда амалекитяне напали на стан евреев, пророк молился все время битвы, сидя на горе с поднятыми руками, потому что когда он от усталости опускал руки, то враг начинал побеждать.

Путь к земле обетованной мог бы закончиться намного быстрее, если б отправленные Моисеем соглядатаи не сообщили, что земли, к которым их привел Моисей по указанию Господа, заселены великанами. Рассерженные евреи хотели убить пророка и вернуться в Египет. После этого Иегова осудил их и назначил бродить по пустыне 40 лет, пока не умрут те, кто вышел из Египта.

С наступлением сорокового года евреи вышли к границе страны Иудемейской, в пустыне Син. Из-за сильной жажды они снова начали роптать на Моисея. По указу Господа он должен был один раз ударить жезлом по скале, из которой забьет источник. Но Моисей усомнился в словах Бога и ударил два раза. За неверие в силу Божию, Иегова предрек ему, что он и Аарон умрут вне земли обетованной.

10 заповедей

На горе Синай пророк увидел Бога и получил от него наставления. На третий месяц исхода евреи подошли к подножию горы Синай. По повелению Иеговы Моисей один взошел на гору, запретив остальным приближаться к ней.

К прочтению:  Самые действенные тексты молитв перед операцией, к кому обращаться и как читать

Три дня сверкали молнии, гремел гром. Царь Небесный провозгласил десять заповедей для своего избранного народа. После чего Моисей спустился вниз и записал их в Книгу. По велению Бога он снова поднялся на Синай, где 40 дней и ночей не ел, не пил, молился Господу. Господь дал ему наставления о сооружении скинии и начертал ему заповеди на двух каменных плитах (скрижалях). Первые 4 заповеди раскрывают отношения человека и Бога, остальные 6 – между людьми.

Золотой телец

В отсутствие Моисея народ решил создать себе египетского идола, отлив Золотого Тельца. Изготовление Тельца было нарушением первой Заповеди, вероотступничеством. Спустившийся с горы пророк в гневе разбил скрижали, Золотого Тельца сжег и развеял его пепел. По его велению было убито 3000 зачинщиков.

После этого Моисей вернулся на вершину Синая и в течение 40 суток молил Иегову простить его народ. Господь внял его просьбе и повелел вернуться на гору с новыми скрижалями. Еще 40 дней и ночей постился и молился Моисей. Господь явился ему, он упал ниц, но божественный отблеск сохранился на его лице.

Сооружение скинии

Спустя 6 месяцев была сооружен походный храм (скиния), как повелел Бог. Священнослужителем был определен Аарон со своими сыновьями. Моисей поместил туда скрижали с Заветом Господа и накрыл завесой. На храм опустилось божественное облако для освящения скинии. Никто не мог войти внутрь собрания. Когда облако покинуло храм, израильтяне продолжили свой исход.

Смерть

Подходил к концу сороковой год странствий. Моисей испросил у Бога, кому передать бразды правления народом израильским, благословил его и поднялся на вершину горы Нево. Господь показал ему землю обетованную, обещанную Аврааму, Исааку и Иакову. После этого Моисей умер и был похоронен у Иордана, близ Иерихона. Тридцать дней оплакивал пророка его народ.

Ежегодно Православная Церковь чтит память Моисея 17 сентября.

Значение святого в православии

Моисей единственный из людей видел Бога в его природном образе (боговидец). Он был автором Пятикнижия в Ветхом Завете. На пророка была возложена миссия донести до людей Заповеди и Законы Божьи. С Моисея начался путь к Новому Завету.

Иконография

На иконах Моисей изображен до пояса, со скрижалями в левой руке. Правая рука указывает на Заповеди, что означает необходимость их исполнения.

О чем просят и чем помогает

Перед образом пророка благодарят Господа, просят помочь в самосовершенствовании, защитить от врагов, жизненных проблем.

Тексты

Пророку Моисею посвящены молитва и канон.

Молитва

«О, святейший Моисей, пророк Божий! Услышь молитвы наши и приди на помощь нам, защити от врагов наших, от бед и горя, от зла и бесчестья. Не оставь нас без внимания. Помолись о нас Господу на Небесах и попроси защиты нашей и душ наших грешных. Да прославится имя твое, да восхвалят тебя и преклонятся пред тобой люди православные! Убереги души наши и не позволь нам сбиться с пути. Отныне и во веки веков. Аминь».

Канон

Глас 4-й

Моря Чермнаго пучину, немокрыми стопами древле шествовав Израиль, крестообразно Моисеовыма рукама, Амаликову силу в пустыни победил есть.

Запев: Святыи пророче Моисее, моли Бога о нас (поклон).

Моисей в пророцех, да восхвалится первее, яко пред Богом беседовав первее яве, лицем к лицу. Не в гаданиих речении, но яко в зерцале плоти видев Того.

Запев. Яко божествена собору вожда, и избавителя тя роду твоему Израилю, Моисее боговидче даст Бог, Отцеви яко же помолися, провозвещающу твое рождение.

Слава. Премудрости тя сокровище обретоша, сродныя добродетели, сокровено разумом Божиим, яко же в ковчезе боговидче Моисее. Тем тя воспитал царево, и божественое промышление.

И ныне. Богородичен. Ужасеся Моисей, видев преславное первое видение, купине и пламеню страшно смешение.

Бога от Девы Матере, прообразуя нетленна. Его же минув времена, виде плотию.

Катавасия: И збави от бед рабы своя, святыи пророче Моисее, яко вси по Бозе к тебе прибегаем, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего (поклон) . Господи помилуй (трижды с поклонами) .

Лук сильных изнеможе, а немощнии препоясашася силою. Сего ради возвеселися о Господе сердце мое.

Запев. Всего не изреченнаго разума, исполнена боговидче, Дух Святыи ангелом древним научи тя разуму ясно.

Запев. Нося издалеча божественыя зари, богознаменьми удивил еси Египта. Претворяя составом преславное естества премудре.

Слава. Зарею красныя доброты твоея, иже от божественыя зари светлое сияние, и к божественей несытно вся привлече, от промышления зари.

И ныне. Богородичен. Взятся страшным видением, ко ужасному смотрению премудре. Но возгласи глас Господень, рожденнаго от Девы плотию. Катавасия.

Седален, глас 4-й. Пророк всех тя перваго яко суща, благочестно ведуще, восхваляем вернии. Первее бо Бога видел еси, яко же мощно бяше человеку видети.

Слава, и ныне. Богородичен. Пречистеи руце Свои, Дево Мати простерши, покрыи уповающия на Тя, и Сыну Твоему зовущия, всем подаждь Христе милости Твоя.

Воздвижена Тя видевши церкви, на кресте солнца праведнаго, ста в чину своем, достойно взывающи, слава силе Твоей Господи.

Запев. Гугнанию языка и гласа твоего, уяснившуся божественым промышлением боговидче, вития тайнам Божиим явился еси глаголы. И ранами уязвил еси Египта.

К прочтению:  Что будет, если произносить 99 имен Божьих и полный текст молитвы

Запев. Коль преславно звание твое о боговидче. Коль страшна дела твоих чюдес. Явибося сыи тебе Бог, и славою вознес тя, Израилеви Спасителя посла.

Слава. Всяк первенец побил еси египетскии, яко же Христос бесом умертви державу. Образ бо будущему, яже с тобою действуемая, истинным вещем быша.

И ныне. Богородичен. Не приближайся семо, Моисей услышав, Божию гласу возопившу, ис пламене купины. Свято бо место в лепоту пронаписа плотию родитися Христу Богу. Катавасия.

Ты Господи ми свет, в мир пришел еси, в свет святых обращая, из мрачна не видения, верою воспевающия Тя.

Запев. У даряеши Чермное, и твориши разделения многая, жезлом своим о боговидче. Да покажеши сим креста, божественую силу.

Запев. О дерзновение любезно, о простоты души чисты. Аще позна мя паче всех, к Богу боговидец рече, разумно явимися.

Слава. Каменем покрывся, не виде Божия лица яко же утаена о боговидче. Воплощение же познал еси слова яко задняя.

И ныне. Богородичен. В шел еси чювствене во мрак, и навыкл еси неизреченная о боговидче, яко хощет Девая Бога плотию родити на земли. Катавасия.

Пожру Ти со гласом хваления Господи, церкви вопиет Ти. От бесовския крове очищьшися нас ради от ребр истекшею Ти кровию.

Запев. Воиньство стяжав Божие Израиль силно, седмь злобе хананейския языки, погубил еси. Людем твоим в наследие дав землю их.

Запев. Неизглаголанно вшед во мрак божественыи Моисей, идеже Бог бяше зовыи тя. Писанныя скрижали перстом его законныя, приял еси яко велик угодник Его.

Слава. С та послушати Бог гласа боговидца Моисея, пред лицем людии яве. Да покажет страшное со славою своею, таиньство Его.

И ныне. Богородичен. М анием божественым Тя, преднаписует Моисей славныи ковчег Богородице. Зарями Духа всюду, яко златом покровен в славу Божию. Катавасия.

Кондак, глас 2-й

Слава, и ныне. Лик пророческии, с Моисеом и Аароном веселием днесь веселится, яко конец пророчествия их на нас исполнися. Днесь сияет крест, им же нас спасл еси. Тех молитвами Христе Боже помилуй нас.

Икос

Пророчествия благодатию обогащься, будущих разуму боголепно научился еси Духом, Моисее, богодухновенне. И предглаголеши всем Христово пришествие, и языком пребогате божественое призвание. Тем же честную твою память празднуем. И любовию поем тя, и верно ублажаем, взывающе ти славне, моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

В пещи авраамския си дети персидьстей, любовию благоверия паче, нежели пламенем опаляеми взываху, благословен еси в церкви славы Твоея Господи.

Запев. В боговидениих неизглаголанных, божественыи писатель быв, всемудростныи вид ты и сени словом ухитрив посреде древодели, Веселеила содела боговидче Моисее.

Запев. Священьствовати дерзнув Коррей с тобою, явися низшед во ад жив. Все цело Богу тебе, честное Моисее хранящу, царствия и священьства вкупе.

Слава. Воеводствующу тебе июдейскому языку древле Моисее явися Михаил князь Небесныи, и тела твоего божественыи хранитель. Злоначалника бо в преки глаголюща сице посрами.

И ныне. Богородичен. Ааронов тя божественыи жезл прозябну ти показа, всем Богородице разрешение грехом. Очищение бо земленым бысть. Яко же пороптавшим на Бога, оно страшное прещение. Катавасия.

Руце распростер Даниил, лвова зияния в рове затче. Огненую же силу угасиша, добродетелию поясавшеся, иже благочестия любители отроцы взывающе, благословите вся дела Господни Господа.

Запев. Угодник воистину Божии, яко кроток услышан еси, и делы был еси. Тем познан бысть тебе Господь, паче всех пророк Моисее, и вселься в тя верно пети научи. Благословите вся дела Господни Господа.

Запев. Яко таинник Божии, и служитель и царь Израилев, Моисее боговидче явлься. Христа проповедал еси приити плотию, прописав Его в себе страшное и божественое пришествие. Его же и образ одушевлен явился еси яве, и пророк верен.

Слава. Слова пророчествием люди, и закона повеленьми, наставил еси верно. Знаменьми и чюдесы направив, и чюдес показании. От Бога бо прозван быв боговидец Моисее, приложился еси ко отцем своим со славою многою.

И ныне. Богородичен. Н икто же пред услыша прежде тебе боговидче славне, Моисее угодниче Христов. Зане вся изрекл еси, Девыя смотрения прописующия тоя божественое рожество. В пламени бо купины видел еси зрак невидим. Катавасия.

Камень нерукосечныя горы, от несекомыя Тя Девицы, краеголныи отсечеся Христос, иже совокупи разстоящаяся естества. Тем веселящеся, Тя Богородице величаем.

Запев с поклоном. Был еси боговидче самовидец Господень, и по смерти неводным течением яко в камене первее, но в человечестей плоти Христа видев, облистающа божеством.

Запев. Гора Фаворская прославися, паче Синайския богатно, идеже Моисей от мертвых, и фезвитянин от стран живущих, Христа со апостолы зряху, преобразуема яко воистину Бога.

Слава. Спаси мя милостивною си мольбою, и молитв дерзновением, яко же Израиля от бед Моисее боговидче, и лютых и нужных, християном исполнение, от всякого вреда яко поющих тя.

И ныне. Богородичен. Ручку Тя злату и скрижаль, и божественую трапезу Дево, первее Моисей написав, яве показоваше Бога родитися из Тебе. Его же видевше плотию, верно песнь скончеваем Ти. Катавасия.

Отпуст: Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради пречистыя Твоея Матере, и святаго пророка Моисея боговидца, и всех ради святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь. Господи помилуй (трижды) . Исходные поклоны.

Оцените статью
Православный религиозный информационный сайт на все случаи жизни