В азиатской мифологии гармонию мира поддерживает взаимодействия двух энергетик. Мужской дух в мифах Китая представляет собой энергию Янь. Эта энергетика воплощается в созданиях Неба и Огня. Несмотря на это, многие Великие боги Китая, связанные с Водой и Землей, также являются мужчинами. Это указывает на доминирующие положение сильного пола в культуре Дальнего Востока.
Мужское начало в Китае
Согласно легенде, мир был создан из яйца существа, носящее имя Хуньдунь. Это создание не имело рта, носа и ушей. Хуньдунь обладал тремя парами ног и двумя парами крыльев.
Создание Хаоса было крайне радушным хозяином, принимая в своем доме всех духов Тьмы и Космоса. Духи Шу и Ху захотели отплатить хозяину за доброту и наградить его возможностью ощутить что-либо.
Однако тело Хуньдуня не справилось с такими даром и творение Хаоса рассыпалось в прах, оставив вместо себя яйцо. В его глубине образовались две энергии — Инь и Янь.
Со временем яичная скорлупа треснула, и скрытая энергия создала мир. Инь представляет собой темное, холодное, женское начало. Янь отвечает за свет, силу и мужскую энергетику.
В писаниях сказано, что все духи и демоны, связанные с солнцем и небом, олицетворяют энергию Янь. Символами мужского начала являются нефритовый дракон и огненный феникс.
Китайские божества
Пантеон Китая состоит преимущественно из богов мужского пола. Это связано с патриархальной формой власти на Дальнем Востоке. Согласно легендам, божественное происхождение имели императоры, поэтому некоторые боги являются реальными историческими личностями.
Юйди
В древнекитайских источниках, Юйди — верховный бог, восседающий на нефритовом престоле. Ему подчиняются божества, духи, демоны и энергия космоса.
Юйди обитает на тридцать шестом небе, наблюдая за жизнью людей. Его одеяния расшиты золотом, а в руках правитель держит нефритовую дощечку. На ней он записывает поступки всех жителей земли.
Богоугодный образ жизни Верховный Владыка поощряет дарами. За проступки он может наслать на человека своих слуг-демонов.
Хуан-ди
В китайской мифологии более позднего периода Хуан-Ди занял место Юйди, возглавив пантеон. Божество также называется Желтый император. В летописях первое упоминание о Хуан-ди зафиксировано в 3-м тысячелетии до н.э. Император, по легенде, являлся предком всех китайцев и основоположником даосизма. Также ему приписывают множество медицинских открытий.
В пантеоне Хуан-Ди олицетворяет один из космических элементов — Землю. Его цвет — желтый. Символами бога считаются Феникс и Центр Мира.
Оружием богу служит лук Ухао. Согласно легендам, Хуан-Ди обронил свое священное оружие во время полета на драконе. Дочь этого божества, девушка по имени Ба — известный дух засухи в китайской мифологии. Также у императора было четыре слуги:
- Владыка востока — Тайхао.
- Император южных земель — Янь-ди.
- Повелитель западных провинций — Шаохань.
- Хозяин северных гор — Джуаньсюй.
Монахи Шаолиня относятся к этому божеству с особым почтением, поскольку, согласно мифам, он принес в мир боевые искусства.
Гун-гун
В китайских легендах, это божество олицетворяет воду. Внешний облик Гун-гуна имел такие особенности:
- Выше талии бог выглядел как крепкий мужчина средних лет.
- Ниже пояса у создания начинался змеиный хвост.
- Волосы и глаза божества имели красный цвет.
Гун-гун повелевал разливами и потопами, поэтому китайцы боялись и уважали это божество. Согласно легендам, Повелитель Воды бросил вызов своему отцу, Владыке огня Чжу-Чжуню. Проиграв родителю, Гун-гун в ярости начал биться об гору Бучжоушань, которая держала небо.
Горный массив треснул, из-за чего часть неба упала на воду и вызвало потоп. Огромное цунами разрушило множество городов и привело к массовой гибели азиатских народов.
Шеньнун
В китайской мифологии Шеньнун — покровитель плодородных земель и лекарственных трав. Азиатские народы широко проводили медицинские исследования и почитали этого Бога наравне с императорами. Внешне Божество имеет такие особенности:
- Змеиная кожа зеленого цвета.
- Тигриный нос.
- Бычья морда.
Шеньнуна считают добрым богом. Он научил китайцев обрабатывать земли и отличать ядовитые травы от целебных. Также божество открыло для китайцев полезные свойства зеленого чая.
Гань-Ди
Этот бог олицетворял войну, золото и четкую стратификацию общества. Гань-Ди покровительствовал чиновникам и военачальникам.
Внешне божество выглядело как сильный мужчина с кожей красного цвета. По легенде, Гань-Ди изобрел оружие Гань-Дао (копье с широким лезвием) и подарил его азиатским народам для защиты от чужестранцев.
Повелитель войны является реальной исторической личностью. Упоминания о военачальнике Гань-Ди встречаются в летописях II в. до н.э.
Чжу-жун
Этот китайский бог повелевал огнем и светом. Чжу-жун олицетворял силу Солнца, его спутниками были драконы и фениксы. Внешне божество имело такие черты:
- Звериное мощное тело.
- Свиная голова.
- Пчелиные глаза.
Спустившись с неба, по легенде, Владыка Огня породил бога Воды. Их бесконечная война является основой китайской мифологии.
Фэнбо
В Древнем Китае это божество олицетворяло ветер. Его внешность сочетала в себе нескольких животных:
- Тело лани.
- Шкура леопарда.
- Змеиный хвост.
- Оленьи рога.
Фэнбо прислуживал Великому Дракону и контролировал передвижение туч. Иногда Дракон насылал слугу в качестве наказания — сам Повелитель Неба поджигал рисовые поля, а Владыка ветра раздувал пожар.
Лэй-гун
Китайский бог Грома и Молнии. Представляет собой дракона с мужским лицом. Лэй-гун извлекал громкий звук посредством удара себя по животу. Также на плече у бога висела связка барабанов, в которые он бил огромным молотом.
Китайцы почитали его, поскольку он являлся предвестником божества Юйши, Повелителя дождя. От выпадения осадков завесил урожай, поэтому азиатские народы старались ублажить Лэй-гуна и Юйши.
Китайские демоны
В китайской демонологии существа мужского пола выступали в роли слуг богов, в то время как создания женского начала в основном только несли вред людям. Среди самых известных демонов Китая можно выделить несколько.
- Даолао — создания, обитающие в горах Линьуань. Могут ранить людей отравленными стрелами.
- Ню Мован — демон с головой быка. Князь потусторонних созданий. Олицетворяет вестника сражения. Покровительствует храбрым воинам.
- Сянь-лю и Фу-ю — демоны-слуги бога Воды Гун-гуна. Сянь представлял собой змею с человеческими лицами и олицетворял алчность. Фу имел тело медведя и лицо мужчины. Этот демон символизировал ярость.
- Тимиморе — демоны горных ущелий и густых лесов, также водятся в реках. Питаются перегнившими трупами и на живых людей нападают редко.
- Чжун Куй — демон загробного мира. Согласно легендам, он вершит суд в Преисподней над душами умерших, отправляя их на перерождение или в ад.
- Яогуай — демоны мести. Ими часто становятся животные, умершие от жесткого обращения. В китайской мифологии такие создания служат богам взамен на возможность отомстить обидчикам.
- Бочи — морской демон, прислужник бога Гун-гуна. Внешне напоминает барана с глазами на спине.
Китайские духи и мифические существа
Среди духов и мифических существ также есть создания, олицетворяющие мужскую энергию:
- Лонг-Лунь. Китайский Великий Дракон, могущественный из всех духов. Ему прислуживают такие божества, как бог Огня Чуж-жунь и Повелитель ветра. У Китайского Дракона пять когтей на каждой лапе.
- Фенхуан. Китайский аналог феникса. Отличается от классического трехметровым пышным хвостом.
- Синь-тян. Безголовый великан, с глазами на грудной клетке и ртом на животе. Олицетворяет неукротимый дух и мужественность.
- Фейи. Дракон, появление которого предвещает долгую засуху.
- Хаечи. Дух с телом льва и медвежьим хвостом. Обладает благородство и чувством справедливости. Чувствуют виновного и заставляет признаться в проступке.
- Яюй. Свирепое создание с головой дракона и когтями тигра. Несмотря на благородный внешний вид, Яюй не отличался мудростью. Это чудовище обитало в озерах и пожирало одиноких путников.
- Чжулун. Носитель темного мужского начала, дракон Ада и Мрака. Живя в темноте, это божество освещает путь заблудшим людям с помощью факела, который держит во рту.
- Пулао. Небольшой дракон, который любит колокольный звон. Рык Пуало считают самым громким среди всех драконов Китая.