История возникновения и символическое значение проскомидии, последование

Христианские церковные службы полны глубокого смысла, проводятся по заветам Христа. Литургия в храмах начинается с особого обряда, называемого Проскомидией, во время которого, по предписанным церковью канонам, заготавливаются хлеб и вино для Евхаристии. Осмысленное исполнение ритуалов помогает полнее отдаться молитве. Рассмотрим, в чем состоит глубинный смысл проскомидии, и каково ее символическое значение.

Понятие и история происхождения проскомидии

История возникновения традиции проскомидии относится к первым векам становления христианства. Верующие свято исполняли ветхозаветные предписание «не появляться перед ликом Божьим с пустыми руками». На Литургию приходили с вином и хлебами. Часть приношений отделяли на церковные таинства, оставшиеся дары использовали во время общих трапез (агапы) во славу Христа. Принесенные дары готовили особым образом для службы.

Слово «проскомидия» имеет греческие корни и означает «принесение». Со временем от общих трапез отказались, к 4 веку проскомидия стала проводиться в середине литургии, в более поздние времена стала начальной частью службы. Сегодня Проскомидия – особый обряд, символ вечной жизни, смысл которого объяснил Христос. Православные заказывают сорокоусты с выниманием небольших кусочков просфор за здравие своих близких. Они исполняют завет Иисуса, погрузившего хлеб в вино и угостившего апостолов на трапезе.

Причащаясь хлебом с вином, люди очищаются пролитой кровью Спасителя и Его телом. Старообрядческая традиция совершения проскомидии отличается незначительно – числом просфор и начертанием печатей.

Значение в православии

Во время церковного обряда Проскомидии хлеб и вино становятся телом и кровью Господа, приобретают сакральный смысл. В это время читают молитвы, вспоминая приход в мир Христа и Богородицы, крестные муки Спасителя, Его смерть. Действия священника во время таинства напоминают о начале земной жизни и Воскрешении Иисуса – от введения Девы Марии в храм Господень до смерти и погребения Христа.

Приняв мученическую смерть, Иисус искупил людские грехи, принял их на себя. Таким образом он дал людям надежду на прощение и обретение вечной жизни. Священник проводит обряд подготовки вина и просфор для причастия. Исполнив ритуал на пяти главных просфорах, святой отец переходит к обычным, читает записки об упокоении и за здравие, поданные прихожанами, молится. Поминовение с принесением святого Агнца на Проскомидии – высшее поминовение в церкви. Святитель Феодосий считал его сильнее молитв святого.

Когда совершается

В соответствии с православными традициями, проскомидия совершается в первую половину дня, не ранее 9 часов. Священник не должен приступать к таинству, пока не пробил час, в который Иисус был приговорен к казни. Во второй половине дня проскомидия разрешена в случае совмещения вечерней и дневной служб, но обязательно до наступления темноты.

Справка: Проскомидия, как составная часть Литургии, по православным канонам, не совершается в оговоренные уставом дни.

Имеются также ограничения проведения обряда для священников по чину и последованию, изложенные в Служебнике. Запрещено совершать таинство в нетрезвом виде и с неочищенным грехом.

Где должна проводиться

Последовательность, время и место проведения проскомидии оговорены церковными правилами и строго соблюдаются. Место проведения – православная церковь.

Храм

Церковь, разрешенная для проведения обряда, должна быть освящена епископом или священником, получившим особое благословение. Для обряда подходит только «чистый» храм, не поруганный еретиками, прочим непотребством. Изредка, по особому позволению церковных иерархов, разрешается проведение проскомидии в домах.

Отметим известные случаи исключения из церковных правил:

  1. Пресвитер Лукиан провел таинство «на груди» в темнице и причастил христиан.
  2. Феодорит, епископ Кирский совершил Евхаристию, будучи в пустыне.

Святым отцам, нарушающим предписания церкви по проведению проскомидии, грозит отлучение от сана.

Жертвенник

Проскомидию проводят на специальном столе, который, по традиции, называют жертвенником. Изначально в древних храмах это была особая комната, сейчас стол ставят по левую сторону от престола в алтаре. Предписанные церковными правилами атрибуты на жертвеннике и вокруг него:

  • крест (Голгофа);
  • лампада или свеча;
  • иконы вокруг стола – «Рождение Христа», «Снятие с креста», «Моление о Чаще».
К прочтению:  3 сильных текста молитв иеросхимонаху Парфению Киевскому и как читать

В некоторых церквах сохраняется традиция особой комнаты для жертвенника.

Атрибуты

При ритуале подготовки просфор и вина используют специальные предметы, которые называют утварью для Евхаристии. Атрибуты в глазах участников таинства символизируют рождение Спасителя и Его мученическую кончину.

Потир

Для приготовления вина для святого причастия используют особый бокал на высокой ножке. Его именуют потиром (чаша с греческого). Первые христиане использовали потиры из дерева, в 3 веке их заменили стеклянные чаши.

Основание потира по диаметру больше чаши, на ножке часто присутствует утолщение в форме яблока. Сосуд является символом чаши, которую Иисус дал апостолам на Тайной вечере, завещав всем пить из нее как Кровь Его Нового Завета во искупление грехов.

Потир хранится на жертвеннике. В церквах обычно используют несколько потиров – из большой чаши переливают в более мелкие сосуды для причащения прихожан. Сейчас в храмах используют металлические потиры с изображениями Христа, Богоматери, Иоанна Крестителя.

Справка: в торжественных случаях используют потиры, богато украшенные камнями, росписью, выполненные из драгоценных металлов.

Дискос

Важный атрибут подготовки к Евхаристии в православных храмах – большое круглое блюдо на основании, которое называют дискос. Этот сосуд служит для положения средней, особым образом вырезанной части просфоры, символизирующей превращение хлеба в тело Христово.

Середина просфоры именуется агнцем, как и сам жертвенный хлеб. На церемонии дискос держат за края. Символическое значение – ясли, в которых Христос пришел в мир, и место Его погребения после снятия с креста.

В древние времена дискос делали из дерева, затем использовали стекло, сейчас литургический сосуд, в большинстве случаев, металлический. На дне обычно рисунок – сцены из Нового Завета, чаще Иисус-младенец в яслях.

Звездица

Богослужебный предмет символизирует Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к Христу. Это две дуги, сцепленные винтом, принимающие форму звезды. Служат на проскомидии для защиты освещенных просфор от покрова и неосторожного прикосновения.

Использовать звездицу во время проскомидии начали, по преданию, по инициативе Иоанна Златоуста. Во время канона Евхаристии звездицей осеняют дискос, это символизирует служение Господу Небесного Воинства.

Копие

Напоминание о гибели Христа от копья римского воина – используемый при проскомидии нож с треугольным лезвием, похожий по очертаниям на наконечник оружия. Копием вырезают сердцевины просфор, измельчают и дробят святого Агнца. Этот атрибут использовали во время литургии еще при святом Германе, то есть в 8 веке. В церковной практике используют копия разного размера. Меньшее применяют также для освящения чаши с вином и воды для малого водоосвящения.

Покровцы и воздух

Для защиты святого Агнца от насекомых и соринок используют тканевые покровы, которые являются атрибутами литургии и называются покровцы и воздух. Покровца два – отдельно для дискоса и потира, большим покрывалом (воздухом) накрывают сразу оба литургических сосуда.По Симеону Солунскому, воздух символизирует небесную твердь и плащаницу. Обряд потрясания воздухом при чтении «Символа Веры» принято толковать как вездесущий и благодатный Святой Дух.

Кадильница

Сосуд для воскурения благовонных смесей (ладана) используется во время церковных служб. Согласно ветхозаветным источникам, Господь повелел использовать фимиам иудеям. Ароматические вещества используют также в языческих культах для воскурения во славу Богов.

Молитва читается во время каждения. Кадильница – сосуд из металла на цепочке. В нем разжигают уголек, сверху помещают ладан. Символический смысл кадильницы, используемой при проскомидии, – память о дарах, которые были принесены волхвами в день появления Христа на свет.

Грецкие губки

Используются для подбора раскрошившихся Святых Даров с литургических сосудов, обтирания рук священников, исполняющих проскомидию. Грецкие губки изготавливают из морских губок. Они напоминают о том, что римский воин напоил с помощью губки Христа уксусом. Грецкие губки делают круглой формы, освящают перед использованием, хранят, завернутыми в антиминс.

Ковш, блюдо, сосуды для вина и воды

При совершении таинства Проскомидии используется посуда для хранения просфор и жидкостей, которая лишена сакрального значения, помогает в исполнении предписанного ритуала:

  • ковшиком разливают вино и воду;
  • в блюде хранятся просфоры для паствы;
  • сосуды содержат вино до времени использования.

Полноценной утварью для евхаристии эти предметы не являются, выполняют вспомогательные функции.

Вещество для проскомидии

Христос через апостолов передал указание пастве – считать хлеб, воду и вино Его телом и кровью, причащаться ими как Святыми дарами. По канонам православной церкви, эти вещества используют в проскомидии многие века.

Хлеб

Для проскомидии выпекаются специальные хлеба, называемые просфорами. Для выпечки используются только 2 ингредиента – пшеничная мука и вода. Никакие иные компоненты в тесто не включают.

К прочтению:  6 текстов молитв равноапостольной княгине Ольге и о чем просят святую

Указание на вид хлеба дано в Новом Завете – артос (вскисший). Просфоры составлены из 2-х частей, символизирующих человеческую и Божественную природу Спасителя.

Верх просфоры имеет печать – крест, делящий поверхность на 4 сектора, и выбитые парами латинские буквы. Крест указывает на мученическую смерть, буквы представляют сокращенное написание имени Христа и слово NICA (Победитель). В таинстве Проскомидии используются 5 просфор, главная их них – агничная. Остальные просфоры готовят по просьбам паствы – за здравие и упокой.

Вино

Именно Христос приказал использовать вино для причащения. Во время трапезы Спаситель вместе с учениками пил красное вино, разведенное водой, оно лучше других жидкостей напоминает пролитую кровь. За долгие века делались попытки заменить вино медом, водой, молоком, но отцы церкви строго указали, что завет Христа должен исполняться неукоснительно. Для проскомидии берется качественное красное виноградное вино – чистое и свежее.

Вода

Во времена Христа разведение вина водой было традиционным в восточных странах. Спаситель с учениками пили не ради опьянения. Традиция связана еще с именем Моисея, который смесью вина с водой кропил Завет. В Новом Завете сказано, что из ран Иисуса натекла кровь с водой. Учитывая указание Иисуса, вино для проскомидии разводят сырой водой.

Кто совершает

Проскомидию, которая является частью литургии, проводит только священник или архипастырь. Диакон может только помогать святому отцу, выполнять вспомогательные работы. Существуют строгие церковные правила на этот счет:

  • дважды в день проскомидию не проводят;
  • священники должны быть очищены от грехов.

Службы проводят в предписанном церковном облачении священника – полном, диакон помогает в своих обычных одеждах.

Подготовка к обряду

В процессе подготовки к проскомидии выполняются определенные действия, предписанные правилами православной церкви.

Входные молитвы

Любое дело добрый христианин предваряет молитвой. Священники при входе в храм и подготовке к литургии творят входные молитвы. Церковью прописан необходимый ритуал и последовательность чтения молитв для священника и диакона:

  1. На входе в алтарь – троекратные поклоны, чтение молитв, тропари на покаяние.
  2. Целование икон Господа и Богородицы.
  3. Чтение покаянных тропарей, поклоны друг другу и пастве, просьбы о прощении.
  4. Читают «Вниду в дом Твой», входят в алтарную часть, совершают иконопочитание, целуют престол, крест, Евангелие.

Далее в ризнице оба участника проскомидии облачаются для службы.

Облачение

Одежды для священника хранятся в ризнице или в углу алтаря. Святой отец дает благословение диакону, сам начинает облачаться. Исполняются следующие правила при облачении:

  • целование креста на каждом виде облачения;
  • при надевании каждой части творится предписанная уставом молитва.

Священник и диакон облачаются рядом, в тесных помещениях – по очереди.

Умовение рук

Традиция мыть руки перед началом проскомидии относится к ветхозаветным временам. Священники в древние времена мыли руки и ноги перед совершением таинств, специальные чаши стояли на входе в храм для прихожан. Омовение рук – символическое очищение не только тела от грязи, но и души от грехов. Во время омовения читаются стихи 25 псалма.

Приготовление жертвенника и сосудов

Завершив омовение, священник переходит к подготовке евхаристической утвари для проскомидии. Он идет к жертвеннику, снимает покровы, защищающиеся сосуды, зажигает светильник – лампадку или свечку. Сосуды расставляются определенным образом, повернув к себе стороной с изображением Христа:

  • слева дискос;
  • справа потир.

Вино, вода, просфоры подготовлены и расставлены на жертвеннике.

Справка: в церковном Служебнике не оговаривается, в какое время должна готовиться утварь для проскомидии. Подготовку часто проводят до облачения.

Чинопоследование

Вся подготовка в проскомидии происходит во время чтения Часов, записки с просьбами нужно подавать до начала литургии. Православные во время службы вспоминают рождение Христа и Его смерть в едином неразрывном единстве. Ведь целью прихода Спасителя в мир была не жизнь, а гибель, искупительная жертва.

Молитвы произносятся священником, проводящим ритуальные действия тихо, вполголоса. Во время проскомидии проводят исповедь, чтение Часов напоминает о земном бытии Христа.

Начало

В начале церемонии священник с помощником встают перед жертвенником и трижды кланяются, творят молитву с просьбой об отпущении грехов и благословении на проведение проскомидии. Тропарь читают особым образом – при произнесении определенных слов молитвы целуют евхаристическую утварь. Так священник выражает благоговение перед готовящейся жертвой и уважение к святым предметам.

Святой Агнец должен напомнить православным о великой жертве, принесенной Христом на Голгофе, крестной муке и погребении.

Священнодействие с Агничной просфорой

Взятие священником в руки главной, Агничной просфоры совмещено с чтением 3-го Часа. Все действия святого отца проводятся с произнесением молитвы. Ритуал вырезания сердцевины просфоры и подготовки жертвенного агнца совершается строго по правилам:

  • просфора неподвижна;
  • копие священник держит тремя пальцами;
  • сначала трижды творится крест над печатью;
  • надрезы проводятся по печати в определенной последовательности – справа, слева, сверху, снизу;
  • агнца отделяют, кладут на дискос, печатью вниз, надрезают, затем переворачивают, делают надрезы.
К прочтению:  Описание Радоницы и как определить дату праздника, традиции и тексты молитв

Каждое действие с Агничной просфорой имеет символическое значение. Благодаря произносимым молитвам часть просфоры претворяется в Агнца, тело Спасителя, благодаря Святому Духу. Произносимый текст молитвы описывает этапы зачатия, рождения, мучений на кресте и смерти Иисуса, во время которой из подреберья пошла кровь с водой.

Соединение вина с водой

Когда в молениях поминают об убиении Христа, истекшей крови, диакон просит и получает благословение на приготовление в потире разбавленного водой вина. Смешение двух жидкостей в потире называют святым соединением. Смысл действия – напомнить христианам о муках и смерти Спасителя, истечении из раны алой крови, которую в Евхаристии символизирует виноградное красное вино с небольшим количеством воды.

Священнодействие с Богородичной просфорой

Далее священник начинает готовить Богородичную просфору в честь Пречистой Девы, читается молитва, прославляющая Богородицу. Копием святой отец отделяет от второй просфоры треугольную часть печати, укладывает ее на дискос рядом со святым Агнцем. Царица Небесная занимает почетное место рядом со Спасителем, уложение части Богородичной просфоры напоминает о великой чести быть Матерью Христа.

Священнодействие с девятичинной просфорой

Подвиг святых во славу Господа напоминает девятичинная просфора, из хлеба извлекают 9 частичек. Кусочки вырезают копием из печати ровными рядами, укладывают в установленной последовательности на дискос вокруг Агнца. Во время изъятия поминаются заслуги и подвиги святых, начиная с Иоанна Предтечи.

Святых называют во время молитвы по именам, при этом славить могут также местных святых. 9 частиц отбирают, исходя из количества чинов Небесной иерархии. Все святые доказали свое единство с Господом, прославляли Христа своей жизнью и смертью.

Священнодействие с заздравной просфорой

Далее святой отец берет в руки заздравную просфору, из которой вырезает 2 частицы с бочка:

  • за священнослужителей православных;
  • за родную страну и православный народ.

Кусочки кладут на дискос под Агнцем. Переходят к просфорам, поданным за здравие паствой. Вырезая кусочек, каждого упоминают по имени, прося у Господа милости к православному. Имеются также церковные служебные просфоры, из которых нарезают куски за архипастырей, священников и клир.

К заздравной просфоре священник еще вернется, чтобы с прошением о милости и прощении вырезать из стенки кусочек за себя. Это делают после поминания за упокой.

Священнодействие с заупокойной просфорой

За умерших христиан вырезают частицы из последней, заупокойной просфоры. Берется кусок с печати, поминаются церковные иерархи, патриархи, архиереи. Далее священник начинает поминать умерших православных, вырезая кусочки из поданных мирянами просфор. Церковь допускает использование одной просфоры за умерших и за здравие. Кусочки за упокой располагают на дискосе ниже заздравных. Священник просит Господа Самого помянуть православных умерших по Своей милости.

Каждение

В кадиле уже находится разожженный уголек, в него кладут ладан, диакон передает кадильницу священнику. С молитвой окуривают по очереди:

  • жертвенник;
  • звездицу;
  • покрова и воздух.

Жертвенные дары закрываются звездицей и покрывалами. Затем проводится общее каждение жертвенника с троекратным благословением. Смысл каждения – изливание Божественной благодати и любви, осенение Святым Духом.

Окончание

Священник передает кадильницу диакону, читает молитву и завершает проскомидию отпустом. Это считается завершением. По окончании проскомидии все кусочки опускают в потир с приготовленным вином. Иисус обещал, что после вкушения Его тела и крови искупительная жертва будет принята, и христиане очистятся от грехов. Молитвы на Проскомидию считают самыми важными и действенными.

Пока не завершено произнесение Часов, чтение записок и поминовение за здравие и упокой могут продолжаться, Проскомидия не завершена. Православная церковь напоминает, что подавать записки за некрещеных не разрешается.

Христос принес себя в жертву, искупил прегрешения людские Своей кровью. Проскомидия дает возможность православным вспомнить жизнь и подвиг Христа, очиститься Его кровью и телом, освободиться от тяжести грехов. Священник совершает на глазах верующих жертвоприношение, святой Агнец во время церемонии искупает людские грехи.

Оцените статью
Православный религиозный информационный сайт на все случаи жизни