Как в церкви правильно исповедоваться, что нужно говорить и нормы поведения при таинстве

Исповедь – одно из семи таинств православной церкви. Она имеет древнее происхождение и совершалась уже в первые века христианства. Сейчас исповедь часто представляет собой начало пути верующего человека к осмысленной церковной жизни. Поэтому важно понимать, как следует правильно готовиться к исповеди, исповедоваться, и как вести себя после таинства.

Содержание

Общая информация про таинство исповеди

По-гречески покаяние обозначается словом «метанойя», или изменение, преобразование. Изменение жизни – суть и результат исповеди.

Исповедь первых веков христианства

В древней Церкви чин метанойи состоял из нескольких этапов:

  • обращение кающегося к священнику с просьбой принять его в церковное общение;
  • епитимия, которая месяцы или даже годы: кающиеся или вовсе не имели права входить в храм, или могли присутствовать только на части богослужения;
  • введение в церковное общение, которое обычно происходило перед Пасхой. Грешники, прошедшие все ступени метанойи, получали благословение причащаться, после того, как еще раз публично каялись.

С IV в. кроме публичной исповеди появляется тайная. При такой исповеди покаяние происходит наедине со священником. Постепенно возникает представление о том, что тайна исповеди должна быть соблюдена, разглашение грехов кающегося недопустимо.

Исповедь в современном православии

Сейчас по преимуществу принята тайная исповедь, и, значительно реже, так называемая общая.

Тайная исповедь

Чинопоследование тайной исповеди включает:

  • молитвы, предваряющие таинство;
  • обращение священника к исповеднику с призывом без стыда исповедать грехи;
  • собственно исповедание грехов;
  • разрешительную молитву, которая произносится священником. При этом он покрывает главу кающегося епитрахилью.

Существует также кратчайшее последование тайной исповеди, совершаемой над тяжко больным «страха ради смертного», где до минимума сокращены предварительные молитвы.

Общая исповедь

Кроме тайной исповеди может проводиться так называемая общая исповедь. Такая исповедь редка и совершается в особых обстоятельствах. Например, общей была исповедь у прав. Иоанна Кронштадтского, так как количество людей, желающих исповедаться у батюшки, исчислялось тысячами ежедневно. Общая исповедь прав. Иоанна представляла собой полный чин исповеди, но совершался он одновременно над 5000 и более людей. Всем им давалась общая разрешительная молитва.

Общую исповедь проводили некоторые священники во времена СССР, когда было мало храмов и священнослужителей. Такая исповедь состояла в прочтении иереем перечня грехов для всех кающихся. Затем чаще всего следовала индивидуальное покаяние и разрешительная молитва для каждого.

Существует определенный скепсис по поводу духовного значения общей исповеди. Однако, когда она проводится опытным духовником, результатом ее также может быть глубокое изменение жизни. Примером могут служить общие исповеди советских времени современного старца, архимандрита Иоанна Крестьянкина. Яркие проповеди о. Иоанна с подробным, беспощадным разбором грехов, общих всем людям, были записаны, изданы под названием «Опыт построения исповеди».

Это пособие считается одним из лучших для подготовки к таинству и постоянно переиздается.

Кто совершает исповедь

Таинство исповеди совершается только священником. Иерей имеет благодать разрешения грехов кающегося от лица Бога, по слову Христа Апостолам: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).

Необходимо понимать, что для совершения Таинства не имеют значение такие обстоятельства, как личная греховность или праведность священнослужителя, степень его веры или даже неверие. Таинство совершается Богом, а не силами священника.

Значение облачения священника при совершении исповеди

Совершающий таинство священнослужитель должен, кроме традиционного подрясника и иерейского наперсного креста, иметь также следующее облачение:

  • поручи – нарукавники, стягивающие края подрясника; они символизируют то, что исповедующий священник связан волей Божией и во время таинства ничего не делает от себя;
  • епитрахиль – лента, надеваемая на шею и спускающаяся ниже груди; спереди епитрахиль скрепляется пуговицами или сшивается. Епитрахиль – символ благодатных даров священнического сана. Без нее иерей не совершает никаких священнодействий.

В особых обстоятельствах (покаяние в местах заключения, в дороге, во время стихийных бедствий) отсутствие поручей и епитрахили не является препятствием к совершению таинства. Описан случай, когда для срочной исповеди тяжело больного священник использовал вместо епитрахили рушник – длинное полотенце. По совершении таинства он посоветовал жене исповедника повесить рушник к иконам. И все же при обычных обстоятельствах совершение исповеди без поручей и епитрахили считается невозможным.

Что означает разрешение грехов

Разрешение грехов человека, которое дает священник, означает, что эти грехи прощены Богом. Есть свидетельства из житий святых, грехи, записанные за человеком на хартиях бесами, исчезали после исповедания их перед духовником.

Как правильно подготовиться

Подготовка к исповеди – залог результативного покаяния, которое принесет духовные плоды. Поэтому ей стоит уделить много внимания.

Когда лучше исповедоваться

Таинство чаще всего проводится в храме. Но оно может происходить также вне церковных стен: дома у кающегося, в больнице и др. Для покаяния необходимо выбрать удобное время, чтобы человека не отвлекали рабочие или домашние заботы.

У некоторых выбор «удобного времени», правда, затягивается на месяцы, поэтому необходимо быть честным с собой и не откладывать исповедь под надуманными предлогами. Оттягивание исповеди, как правило, усугубляет духовные проблемы, общее психологическое состояние, делает исповедь очень тяжелой.

В настоящее время большинство духовников советуют исповедоваться, по крайней мере, раз за месяц.

Сколько времени готовиться

Обычно на подготовку к покаянию выделяют 2-3 дня. Но при особых обстоятельствах (критическая ситуация, срочный отъезд) готовиться к таинству можно и меньше, даже до нескольких часов. Не нужно перед исповедью соблюдать пост. Ограничить себя в пище следует только, если после исповеди будет следовать таинство Причастия.

Как осознать свои грехи

Подготовка к таинству покаяния – проверка совести человека. Современный человек не привык «внимать себе» и анализировать свои недостатки. Помочь здесь могут Священное Писание, молитвы, пособия для подготовки к исповеди, побуждающие к духовной работе.

Писание и молитвы

Проверять совесть священники советуют, прежде всего, по Священному Писанию. Это:

  1. 10 заповедей пророка Моисея (Исх. 20:2-17).
  2. Евангельские «заповеди блаженства» (Мф.5:3-11; Лк. 6: 20-23).
  3. Нагорная проповедь Христа (Мф.5).

Кроме того, в составе вечернего молитвенного правила есть молитвословия, содержащие перечисление важнейших грехов. Это:

  • молитва Святому Духу (третья)
  • «Исповедание грехов повседневное».

Пособия для кающихся

При подготовке к исповеди можно пользоваться распространенными пособиями:

  1. «Наставление для подготовки к исповеди» свт. Игнатия Брянчанинова; пособие полезно для начинающих, так как содержит перечень основных грехов.
  2. «Опыт построения исповеди» архим. Иоанна Крестьянкина – подробный разбор духовных состояний, удаляющих человека от Бога.

В то же время, к разным пособиям для подготовки к исповеди следует относиться с рассуждением. Сейчас можно встретить разные «исповеди» сомнительного происхождения. Это исповедание грехов, приписываемое оптинским старцам (под видом его часто идет «Наставление» свт. Игнатия Брянчанинова), так называемая «генеральная исповедь» список из более чем 200 грехов, многие из которых таковыми не являются, и другие. Пособия для подготовки к покаянию лучше всего покупать в храме или церковной лавке. Это проверенные практикой книги, не содержащие ошибок.

Как «внимать себе»

Основной принцип подготовки – честность с самим собой. Следует избегать поверхностного разбора духовной жизни, когда покаяние сводится мелочному перечислению отдельных проступков без анализа их причин. Например:

  • леность, посторонние помыслы на молитве имеют причиной другой грех – маловерие и неверие;
  • осуждение людей вызвано гордыней: именно в этом, а не только в конкретных случаях осуждения, стоит каяться.
К прочтению:  К каким святым обращаться с молитвой, чтобы забеременеть и сильные тексты

Подобным образом следует рассматривать и другие свои грехи. Чтобы увидеть свои грехи, опытные духовники рекомендуют действенный, хотя очень болезненный прием: вспомнить, в чем обвиняют нас ближние. Как правило, их претензии имеют основания.

Как подходить к батюшке в церкви

Как правило, таинство проходит во время богослужения (обычно — вечернего) в притворе или одном из приделов. На некоторых приходах исповедник подходит к батюшке со свечой и оставляет ее на аналое, как свою жертву Богу. Эта практика не общепринятая. Но если в данном храме ей следуют, стоит сделать так, как окружающие люди.

Подходя к священнику на исповедь, не следует просить благословения или кланяться. Необходимо сразу начинать исповедь.

По окончании исповеди следует взять благословение у священника. Для этого нужно:

  • сложить руки перед собой ладонями вверх, правая ладонь на левую;
  • в поясном поклоне произнести «Благословите»;
  • после того, как священник знаменует кающегося крестом, нужно приложиться к его руке или к поручи.

Как правильно говорить и называть свои грехи

В старых Требниках существовали перечни вопросов, которые священник был обязан задать кающимся. Они и определяли построение исповеди. Сейчас строгой регламентации исповедания грехов нет. Кающийся может:

  • начать исповедь с наиболее тяготящих душу грехов, а затем переходить к другим;
  • пойти по пути, рекомендуемому свт. Игнатием Брянчаниновым, делящим грехи на совершенные против Бога, против людей и против себя.

Грехи следует называть конкретно, не прикрывая их суть общими фразами. Например, «обижаю родителей», а не «грешен против пятой заповеди». Впрочем, называя грехи, следует знать меру. Грехи тяжелые, связанные с непристойными подробностями, достаточно упомянуть, во избежание соблазна для принимающего покаяние священника. Заканчивать исповедь нужно просьбой к Господу о прощении и помощи в исправлении жизни.

Примеры исповедальной речи

В пособиях для подготовки к исповеди приводятся многочисленные образцы речи исповедника. Чаще всего составители пособий пользуются исповедью свт. Игнатия Брянчанинова, приводимой им в «Наставлении для подготовки к исповеди».

Есть образцы покаянной речи, ориентированные на современного верующего. В интернете их лучше всего искать на сайтах храмов. Вот один из примеров исповеди, размещенный на странице Иоанно-Предтеченского собора г. Екатеринбурга.

Исповедаю аз многогрешный имярек Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и тебе, честный отче, вся согрешения моя и вся злая моя дела, яже содеял во все дни жизни моей, яже помыслил даже до сего дня.

Согрешил: Обеты Св. Крещения не соблюл, иноческого обещания не сохранил, но во всем солгал и непотребна себе пред Лицем Божиим сотворил.

Прости нас, Милосердный Господи для народа.

Прости мя, честный отче для одиноких.

Согрешил: пред Господом маловерием и замедлением в помыслах, от врага всеваемых против веры и св. Церкви; неблагодарностью за все Его великие и непрестанные благодеяния, призыванием имени Божия без нужды – всуе.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: неимением ко Господу любви ниже страха, неисполнением св. воли Его и св. заповедей, небрежным изображением на себе крестного знамения, неблагоговейным почитанием св. икон; не носил креста, стыдился креститься и исповедывать Господа.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: любви к ближнему не сохранил, не питал алчущих и жаждущих, не одевал нагих, не посещал больных и в темницах заключенных; закону Божию и св. Отцов преданиям от лености и небрежения не поучался.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: церковного и келейного правила неисполнением, хождением в храм Божий без усердия, с леностию и небрежением; оставлением утренних, вечерних и других молитв; во время церковной службы – согрешил празднословием, смехом, дреманием, невниманием к чтению и пению, рассеянностию ума, исхождением из храма во время службы и нехождением в храм Божий по лености и нерадению.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: дерзая в нечистоте ходить в храм Божий и всякия святыни прикасатися.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: непочитанием праздников Божиих; нарушением св. постов и нехранением постных дней – среды и пятницы; невоздержанием в пище и питии, многоядением, тайноядением, разноядением, пьянством, недовольством пищей и питием, одеждой, тунеядством (туне – даром, незаконно; ядство – ядение, даром хлеб есть).

Своея воли и разума исполнением, самонравием, самочинием и самооправданием; недолжным почитанием родителей, невоспитанием детей в православной вере, проклинанием детей своих и ближних.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: неверием, суеверием, сомнением, отчаянием, унынием, кощунством, божбою ложною, плясанием, курением, игрой в карты, гаданием, колдовством, чародейством, сплетнями, поминал живых за упокой, ел кровь животных (Вселенский собор, 67 правило. Деяние Апостолов, 15 гл.).

Прости мя, честный отче.

Согрешил: гордостию, самомнением, высокоумием, самолюбием, честолюбием, завистию, превозношением, подозрительностию, раздражительностию.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: осуждением всех людей – живых и мертвых, злословием и гневом, памятозлобием, ненавистию, злом за зло воздаянием, оклеветанием, укорением, лукавством, леностию, обманом, лицемерием, пересудами, спорами, упрямством, нежеланием уступить и услужить ближнему; согрешил злорадством, зложелательством, злосетованием, оскорблением, надсмеянием, поношением и человекоугодием.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: невоздержанием душевных и телесных чувств; нечистотою душевною и телесною, услаждением и медлением в нечистых помыслах, пристрастием, сладострастием, нескромным воззрением на жен и юношей; во сне блудным ночным осквернением, невоздержанием в супружеской жизни.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: нетерпением болезней и скорбей, люблением удобств жизни сей, пленением ума и окаменением сердца, непонуждением себя на всякое доброе дело.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: невниманием к внушениям совести своей, нерадением, леностию к чтению слова Божия и нерадением к стяжанию Иисусовой молитвы. Согрешил любостяжанием, сребролюбием, неправедным приобретением, хищением, воровством, скупостью, привязанностию к разного рода вещам и людям.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: осуждением и ослушанием отцов духовных, ропотом и обидой на них и неисповеданием пред ними грехов своих по забвению, нерадению и по ложному стыду.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: немилосердием, презрением и осуждением нищих; хождением в храм Божий без страха и благоговения, уклоняясь в ересь и сектантское учение.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: леностию, расслаблением негою, люблением телесного покоя, многоспанием, сладострастными мечтаниями, пристрастными воззрениями, бесстыдными телодвижениями, прикосновениями, блудом, прелюбодеянием, растлением, рукоблудием, невенчанными браками, тяжко согрешили те, кто делали аборты себе или другим, или склоняли кого-нибудь к этому великому греху – детоубийству. Проводил время в пустых и праздных занятиях, в пустых разговорах, шутках, смехе и других постыдных грехах.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: унынием, малодушием, нетерпением, ропотом, отчаянием в спасении, неимением надежды на милосердие Божие, бесчувствием, невежеством, наглостию, бесстыдством.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: клеветою на ближнего, гневом, оскорблением, раздражением и осмеянием, непримирением, враждой и ненавистию, прекословием, подсматриванием чужих грехов и подслушиванием чужих разговоров.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: холодностию и бесчувственностию на исповеди, умалением грехов, обвинением ближних, а не себя осуждением.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: против Животворящих и Св. Тайн Христовых, приступая к Ним без должного приготовления, без сокрушения и страха Божия.

Прости мя, честный отче.

Согрешил: словом, помышлением и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, – волею или неволею, ведением или неведением, в разуме и неразумии, и не перечислить всех грехов моих по множеству их. Но во всех сих, так и в неизреченных по забвению, раскаиваюсь и жалею, и впредь с помощию Божиею обещаюсь блюстись.

Ты же, честный отче, прости мя и разреши от всех сих и помолись о мне грешном, а в оный судный день засвидетельствуй пред Богом об исповеданных мною грехах. Аминь.

Конец и Богу слава.

Стоит помнить, что примеры исповеди – лишь руководство к собственной духовной работе. Недопустимо подменять покаяние зачитыванием списков грехов, составленных другими людьми.

Исповедую Господу Богу моему и перед тобой, отче честный, все мои безчисленные прегрешения, которые я сотворил до настоящего дня и часа. Ежедневно и ежечасно согрешаю неблагодарностью к Богу за Его великие и безчисленные ко мне благодеяния и попечение обо мне, грешном.

Согрешил: маловерием, неверием, сомнением, колебанием в вере, замедлением в помыслах, от врага всеваемых, против Бога и Святой Церкви, кощунством, насмешками над святыней, священнослужителями, сомнением и вольным мнением, боязнью исповедовать свою веру и отречением от Бога, не ношением Креста, обращением к другим религиозным учениям, суеверием, верой в приметы, гаданием, чтением гороскопов, обращением к целителям, колдунам, экстрасенсам, сам занимался целительством; самонадеянностью, нерадением, отчаянием в своем спасении, надеждой на самого себя и на людей более, чем на Бога, забвением о правосудии Божием и неимением достаточной преданности воле Божией.

К прочтению:  История и значение иконы Богоматери Троеручица, в чем помогает и куда вешать образ

Согрешил: непокорностью к действиям промысла Божия, упорным желанием, чтобы все было по-моему, человекоугодием, пристрастной любовью к твари и вещам, сребролюбием. Не старался познавать волю Божию, не имел благоговения к Богу, страха пред Ним, надежды на Него, ревности о славе Его.

Согрешил: неблагодарностью к Господу Богу за все Его великие и непрестанные благодеяния, в изобилии изливаемые на каждого из нас и в целом на весь человеческий род, непамятованием о них, ропотом на Бога, малодушием, унынием, тоской, отчаянием, мыслями о самоубийстве, ожесточением своего сердца, неимением к Нему любви и неисполнением Его святой воли.

Согрешил: порабощением себя страстям: сладострастию, корыстолюбию, гордости, лености, самолюбию, тщеславию, честолюбию, любостяжанию, чревоугодию, лакомству, тайноядению, объядению, пьянству, курению, наркомании, пристрастию к азартным и компьютерным играм, пристрастию к компьютеру и телевизору, зрелищам и увеселениям.

Согрешил: божбою, неисполнением обетов, принуждением других к божбе и клятве, неблагоговением к святыне, хулою на Бога, на святых, на всякую святыню, призыванием имени Божия всуе, в худых делах, желаниях, мыслях, сквернословием, матерной бранью, употреблением «черных» слов, то есть с именем дьявола.

Согрешил: непочитанием праздников церковных, работой в праздники, пропускал воскресные и праздничные службы, не ходил в храм Божий по лености и нерадению, в храме Божием стоял неблагоговейно; согрешил разговорами и смехом, невниманием к чтению и пению, рассеянностью ума, блужданием мыслей, суетными воспоминаниями, опозданием к службе, хождением по храму во время богослужения без нужды; выходил из храма до окончания службы, женщины в нечистоте прикасались к святыням.

Согрешил: нерадением к молитве, оставлением чтения Святого Евангелия и других Божественных книг, святоотеческих поучений, духовной литературы.

Согрешил: забвением грехов на исповеди, самооправданием в них и умалением их тяжести, сокрытием грехов, покаянием без сердечного сокрушения; не прилагал старания о должном приготовлении к причащению Святых Тайн Христовых, не примирившись со своими ближними приходил на исповедь и в таком греховном состоянии дерзал приступать к Причастию. Редко ходил в храм и причащался.

Согрешил: нарушением постов и нехранением постных дней — среды и пятницы, (которые приравниваются к дням Великого поста, как дни воспоминания страданий Христовых).

Согрешил: невоздержанием в пище и питии, небрежным и неблагоговейным осенением себя крестным знамением.

Согрешил: непослушанием начальству и старшим, самонравием, самочинием, самооправданием, леностию к труду и недобросовестным исполнением порученных дел.

Согрешил: непочитанием родителей своих, ссорами с ними, оставлением молитвы за них, непочитанием старших себя по возрасту, дерзостью, своенравием и непокорством, грубостью, упрямством, детей не воспитывал в православной вере.

Согрешил: неимением христианской любви к ближним, нетерпеливостью, обидчивостью, раздражительностью, гневом, превозношением, презрительным отношением, причинением вреда ближним, драками и ссорами, злословием и оскорблением, неуступчивостью, враждою, воздаянием злом за зло, непрощением обид, злопамятством, злорадством, ревностию, завистию, зложелательством, мстительностью, осуждением, оклеветанием, лихоимством. Согрешил убийством, делал(а) аборты или участвовали в этом грехе, пользовалась противозачаточными средствами абортивного действия.

Согрешил: немилосердием к бедным, не имел сострадания к больным и калекам; согрешил скупостью, жадностью, расточительностью, корыстолюбием, неверностью, несправедливостью, жестокосердием.

Согрешил: лукавством в отношении ближних, обманом, неискренностью в обращении с ними, подозрительностью, двоедушием, насмешками, остротами, ложью, обманом, воровством, нечестностью, лицемерным обращением с другими и лестью, человекоугодием.

Согрешил: забвением о будущей вечной жизни, непамятованием о своей смерти и страшном суде и неразумной, пристрастной привязанностью к земной жизни и ее удовольствиям, делам.

Согрешил: невоздержанием своего языка, пустословием, празднословием, смехотворством, рассказывал непристойные анекдоты, допускал скабрезные шутки, пел и слушал греховные, непотребные песни; согрешил разглашением грехов и слабостей ближнего, обижал людей, согрешил осуждением, пересудами, сплетнями, клеветой, соблазнительным поведением, вольностью, дерзостью.

Согрешил: невоздержанием своих душевных и телесных чувств, пристрастием, сладострастием, блудными помыслами, блудом мысленным, рассматриванием соблазнительных картин, рукоблудием и всякого рода самоуслаждением, нечистым сновидением и ночным осквернением (семяизвержением во сне), нескромным воззрением на лиц другого пола, вольным с ними обращением, блудом и прелюбодеянием, различными плотскими грехами, излишним щегольством, кокетством, безстыдством, флиртом, желанием нравиться и прельщать других.

Согрешил зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием, и всеми моими чувствами, помышлениями, словами, желаниями, делами. Каюсь и в прочих моих грехах, которые из-за безпамятства моего я не помянул.

Каюсь перед Господом Богом во всех своих грехах, прошу у Него прощения, искренне о них сожалею и желаю всевозможно воздерживаться от грехов моих и исправляться.

Еще каюсь и прошу прощения в том, что по забвению не исповедал.

Прости и разреши меня, отче честный, и благослови приобщиться Святых и Животворящих Христовых Тайн, во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь.

Группы грехов

Свт. Игнатий Брянчанинов делит грехи на три большие группы – в соответствии с тем, против кого большей частью направлены последствия греха.

Против Бога

Грехи против Бога – те, которые оскорбляют милосердие Божие, связаны с недолжным почитанием Бога, неверием в Его помощь и промысел. Среди таких грехов – неверие, маловерие, рассеянная и невнимательная молитва, несоблюдение постов, установленных Церковью. Греховно также упоминание Имени Божия без надобности, всуе.

Удаляет человека от Творца нежелание приступать к таинствам (в том числе к исповеди) в течение долгого времени.

Особенно тяжелы грехи явного отхода от Бога:

  • упорное неверие;
  • обращение к колдунам, гадалкам, так как это – обращение к бесовским силам;
  • кощунство, глумление над священным;
  • отчаяние, уныние, ропот на Бога;
  • намерение совершить самоубийство, так как это – восстание на Промысел Божий о жизни человека;
  • безответственное отношение к своей духовной жизни с мыслями о том, что «Господь все равно помилует».

Против ближнего

Грехи против ближнего – это грехи, наносящие вред окружающим людям, огорчающие их. Наиболее частым грехом против ближних является осуждение. Архим. Иоанн (Крестьянкин) пишет, что это грех, который совершают все, и совершают постоянно и каждодневно.  Осуждение поставляет человека на место верховного Судии, Бога. Это проявление гордыни, но в то же время – неразумия. Ведь человек, в отличие от Бога, не знает жизни и всех обстоятельств осуждаемого человека, но гордо заявляет свои права на «истину». Недаром прп. Паисий Святогорец называл гордого человека посмешищем.

Среди других грехов против ближнего свт. Игнатий называет:

  • неисполнение обещаний;
  • отказ платить долги;
  • воровство;
  • непочтение к родителям, начальствующим, старшим;
  • гнев и вражду.

Ряд грехов против ближнего приводят к разрушению жизни человека, так как «вопиют на небо об отмщении». Особенно тяжелы:

  • убийство; убийством Церковь называет также аборты;
  • притеснение сироты, вдовы;
  • неуплата за труд бедному работнику;
  • насильственное отнятие имущества у бедного;
  • побои родителей.

Против себя

В своем неразумии согрешающий человек наносит вред не только ближним, но и себе самому. Особенно тяжелы для человека, по слову свт. Игнатия:

  • желание зла ближнему, обида на человека: недаром говорится, что ненавидеть – все равно, что принять яд и ждать, что умрет сосед;
  • винопитие, разрушающее душу и тело, а также другие виды зависимости (наркотическая, игровая, пищевая – чревоугодие);
  • разные виды блуда (внебрачные связи), прелюбодеяния (супружеская измена);
  • сквернословие.

Но самый главный грех против себя – нежелание изменить свою жизнь. Ведь, по слову святых, нет греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного.

Смертные грехи

Выделяют еще особо тяжелые грехи, называемые смертными.

Они особенно сильно удаляют человека от Бога и разрушают его жизнь. Смертных грехов семь:

  • крайние проявления гордыни, противопоставление себя окружающим и требование от них раболепства, покорности;
  • жадность, доходящая до преступлений на почве жажды наживы;
  • блуд, разврат как образ жизни;
  • зависть вплоть до делания зла ближним;
  • чревоугодие и страсть к развлечениям, не дающие думать о духовном;
  • гнев, соединенный с причинением вреда, разрушений, убийством ближних, побоями.

Какие вопросы может задать батюшка

Согласно Требнику, первый вопрос, задаваемый священником исповеднику – вопрос о вере. Священники редко спрашивают о вере постоянных прихожан. Однако при первой исповеди вопрос о вере возможен. Другие вопросы, которые может задать священник – вопросы о серьезных грехах, препятствующих человеку приступать к Причащению, требующих епитимии. Это может быть убийство, блудное сожительство, а также грехи, связанные с непрощением обид ближним, упорным их осуждением, ненавистью. Все эти грехи удаляют от Бога, приступать к таинствам имея совесть, отягощенную ими, невозможно.

К прочтению:  Полный текст акафиста ангелу-хранителю и как правильно читать

Митрополит Антоний Сурожский рассказывал, что однажды ему пришлось исповедовать умирающую. Несмотря на то, что времени оставалось явно мало, владыка Антоний не дал ей разрешения грехов до тех пор, пока она не примирилась с зятем, которого ненавидела много лет. Лишь после этого женщина причастилась и вскоре мирно преставилась.

Может ли священник отказать

В некоторых случаях священник может отказаться совершать исповедь, либо отказаться разрешать грехи исповедника. Среди причин отказа в  таинстве можно назвать следующие:

  • исповедующийся не крещен в православии, в таком случае возможна только духовная беседа, но не таинство покаяния;
  • человек явно проявляет неверие, глумится над таинством;
  • человек находится в неадекватном состоянии (алкогольное, наркотическое опьянение);
  • любые церковные таинства не могут совершаться при женской нечистоте. В такие дни нельзя также прикасаться к иконам, другим святыням. Таинства возможны только при угрозе жизни женщины. Если таковой нет, священник откажет в исповеди и будет прав.

Причинами отказа разрешить грехи могут стать:

  • отсутствие деятельного раскаяния;
  • упорство в наиболее серьезных грехах, например, намерение продолжать блудную жизнь, пьянство и пр.;
  • тяжелые грехи, как убийство, разбой, требующие епитимии – длительного покаяния;
  • общая неготовность к исповеди, проявляющаяся обычно в словах «никаких грехов за собой не знаю», или, наоборот, «во всем грешен», без конкретизации, в чем именно. Однако, священник по мере возможности все же старается довести кающегося до сознания своих грехов через духовную беседу.

Как исповедоваться детям

Есть немало пособий по подготовке к детской исповеди. Но наиболее целесообразно не побуждать ребенка, подойдя к исповеди, перечислять поступки, которые считают грехом взрослые. Малыша необходимо настраивать на искренний разговор со священником.

Опытный духовник сам увидит состояние ребенка и сумеет поговорить с ним о его проблемах.

Мудрые родители никогда не выспрашивают, о чем состоялся разговор на исповеди: с юных лет необходимо беречь право ребенка на личную духовную жизнь и воспитывать уважение к тайне исповеди. А поучать детей лучше всего собственным примером и исправлением своей, а не их жизни.

Перечень грехов

В древности были специальные перечни вопросов для исповедников – мужчин, женщин, священников, иноков, архиереев, и даже царя, патриарха. Они назывались «поновлениями», так как исповедь обновляет душу.

В настоящее время таких вопросов в богослужебных книгах нет. Их отсутствие восполняют многочисленные перечни грехов, многие из которых составлены самочинно, без благословения священноначалия. Священники не пользуются такими «пособиями» при совершении исповеди. Церковное священноначалие также относится к ним крайне скептически. Тем не менее, священники иногда выделяют грехи типичные для женщин и мужчин.

Женские

К грехам, характерным именно для женщин, относят:

  • желание разнообразной роскошной одежды, чрезмерное украшение себя, если оно приобретает болезненные формы;
  • осуждение, сплетни, желание зла ближним, месть, еще свт. Иоанн Златоуст горячо говорил о «злых женах», сравнивая их со змеями;
  • нарушение правил поведения в храме, особенно апостольского принципа «жены в церквах да молчат… а учить жене не позволяю, но быть в безмолвии» (1 Кор. 14:24; 2 Тим. 2:12).

Последний грех, порождающий так называемых «церковных бабушек», постоянно делающих замечания входящим в храм, признается священнослужителями типично женским. В «Опыте построения исповеди» архим. Иоанн Крестьянкин с гневом рассказывает о случае подобного поведения прихожанки Псково-Печерской обители.

Мужские

К числу грехов, характерных для мужчин, священнослужители часто относят:

  • разного рода зависимости, особенно алкогольную, наркотическую, игровую;
  • блуд и прелюбодеяние, инициатором которых часто является мужчина;
  • лень;
  • сквернословие, грубость;
  • неисполнение своих обязательств, в том числе уклонение от армейской службы.

Что на исповеди делать не стоит

Перед началом таинства к священнику часто выстраивается очередь желающих исповедаться. Нужно спокойно, без суеты встать в конец очереди. Не стоит спрашивать «кто последний», подобно тому, как это делается в магазине или учреждении. Таинство – беседа с Богом. Стремиться вперед, выяснять, кто где стоял – нелепо. Если же кто-то ведет себя таким образом, делать замечание не нужно. Просто пропустите такого человека перед собой.

Во время таинства покаяния нельзя:

  • намеренно скрывать грехи: священника обмануть можно, Бога – нет;
  • стыдиться священника – это неправильно, иерей разрешает грехи не как человек, а как носитель Благодати;
  • осуждать других и рассказывать об их грехах (известно полушутливое изречение одного иерея: «Святых не исповедую, грехи соседей не отпускаю»);
  • задавать вопросы, вести духовную беседу о каких-либо проблемах – это следует делать после исповеди.

Советы по первой исповеди взрослого человека

Первая исповедь – серьезный шаг. Он сопряжен со страхами, сомнениями, стыдом. Решиться на покаяние трудно, но возможно. Для этого, прежде всего, необходимо:

  • осознать свою нужду в помощи Божией;
  • решиться изменить свою жизнь и перестать бояться этого;
  • довериться Богу. Доверие не будет посрамлено: многие говорят, что именно новоначальным христианам посылается особая благодать и помощь.

Правильно построить исповедь помогут:

  • пособия для подготовки к ней;
  • чтение житий святых и другой духовной литературы.

Для первого раза можно написать свои грехи на листке бумаги, чтобы не забыть их от волнения.

В какой храм и к какому священнику идти на покаяние, верующий выбирает сам. Можно пользоваться советами знакомых и друзей, но если это невозможно, следует идти в любой храм с надеждой на милость Божию – видя веру человека, Господь пошлет ему пастыря, который скажет полезное для кающегося.

Если исповедник пришел на таинство впервые, нужно предупредить об этом священника. К такому верующему священник отнесется более участливо, поможет высказаться, даст совет.

Правила поведения в православном храме

Обычно исповедь происходит в течение вечернего (реже утреннего) богослужения. Лучше прийти за 15-20 минут до его начала, так как в это время совершаются общие молитвы, предваряющие таинство. Чтобы не смущать окружающих, следует соблюдать правила, касающиеся общих требований к внешнему виду входящего в храм:

  • женщина в церкви находится с покрытой головой, мужчина – без головного убора;
  • одежда должна быть подобающей: недопустимы шорты, майки, радикальные мини-юбки, открытый живот у женщин, оголенный торс у мужчин;
  • женщинам нежелательно быть в брюках: хотя на эту одежду нет канонического запрета, она может смутить некоторых прихожан и привести к разного рода замечаниям и ропоту.

При входе в храм нужно выключить мобильный телефон, или перевести его на беззвучный режим: звонящий телефон – проявление неуважения к святому месту и собравшимся людям. Во время богослужения недопустимы посторонние разговоры. Если срочно нужно побеседовать с кем-либо, лучше всего выйти на церковный двор или хотя бы в притвор.

Ответы на популярные вопросы

Таинство покаяния сопряжено с многими вопросами и недоумениями. Они касаются роли священника, подготовки к таинству, его действенности.

Можно ли исповедоваться без священника, «в душе»?

Безусловно, можно. Современные священники говорят, что Господь приемлет покаяние в любое время и в любых обстоятельствах. Но раскаяться мало: нужно преодолеть грех, а это чаще всего невозможно своими силами. Господь уважает свободу человека и не посылает помощь тому, кто не просит о ней и, стало быть, не нуждается.

По церковному учению и практическому опыту многих людей, благодать для преодоления греха посылается только через таинство покаяния.

А если священник осудит кающегося?

Так не произойдет. Священник всегда радуется глубине покаяния человека и часто восхищается его решительностью. Иерей – носитель благодати, но одновременно – такой же человек, как и остальные.

Обязательно ли писать грехи на бумаге?

Нет, не обязательно. Но иногда это полезно, чтобы составить картину своей духовной жизни и не забыть важные моменты покаяния. Иногда человеку крайне стыдно произнести свой грех перед иереем, и тогда ему помогает «шпаргалка», которую священник может прочитать сам.

Насколько подробно нужно рассказывать о грехах?

Рассказывать о грехах нужно конкретно, но без лишних подробностей, не описывая обстоятельства их совершения.

Что делать, если забыл назвать грех?

Забытые грехи, в которых человек раскаивается, прощаются Богом, как и исповеданные. Если грех тяготит совесть, его можно назвать на следующей исповеди.

Оцените статью
Православный религиозный информационный сайт на все случаи жизни