Текст литургии верных и основные структурные элементы с пояснениями

Заключительная часть Божественной литургии, на которой присутствуют только верные, – самый важный момент службы. Но многие люди, придя на богослужение, не до конца понимают смысл происходящего таинства. Знакомство с основными этапами прохождения литургии поможет осознать важность процедуры богослужения и придать молитве осмысленность, что благоприятно скажется на духовном состоянии человека.

Понятие и значение литургии верных в православии

В основе слова литургия стоит два греческих слова: «литос» – «общественный», «эргон» – «дело», что значит дело, совершаемое всеми сообща. Литургия верных включает в себя самый важный христианский обряд – таинство Причащения, установленное самим Иисусом Христом на Тайной Вечере перед своей телесной смертью. Все этапы богослужения символизируют жизнь и великий подвиг Иисуса Христа – рождение, распятие, смерть, воскресение и вознесение.



Литургия носит еще одно название – евхаристия, что значит благодарение. Во время службы верующие возносят благодарность Господу за милость и помощь, особенно за спасение их через послание на землю Богом своего Единородного Сына Иисуса Христа. Участие в богослужении означает подтверждение своей верности православию и Христу.

На литургии человеческая душа обновляется, сбросив с себя житейские заботы, суету. Божественная литургия – основа православной церкви, источник духовного развития христиан. Поэтому она считается главным из всех православных богослужений.

Основные структурные элементы с пояснениями

Литургия верных начинается после того, как оглашенные удаляются из храма, так как в ней могут принимать участие только крещеные.

Эта часть богослужения состоит из самых важных священнодействий:

  • перенесения святых Даров на престол, приготовления к их освящению;
  • освящения Даров;
  • подготовки к причащению;
  • проведения обряда Причащения.

Заканчивается служба благодарностью прихожан за причащение и получением благословения на выход.

Подготовительные действия

Начало литургии верных знаменуется чтением сокращенной великой ектении. Пока дьякон произносит ектению, священник тайно читает молитву, прося Господа о духовном очищении молящихся.

Начинается пение Херувимской песни хором, подготавливая прихожан к Великому входу.

Дальше служба проходит следующим образом:

  1. Открываются Царские врата, начинается шествие Великого входа, во время которого Святые Дары забираются с жертвенника и переносятся на Престол. Диакон и священник выходят через Северные ворота. Диакон несет дискос, а священник – Святую Чашу. Дойдя до амвона, священнослужители останавливаются, повернувшись лицом к верующим, начинают молиться. После молитвы они возвращаются в алтарь через Царские врата.
  2. Проходит подготовка верующих к освящению святых Даров чтением просительной ектении, сопровождающейся тайной молитвой священника. В ней батюшка просит Господа удостоить его чести принести святые Дары.
  3. Слова священника «мир всем» становятся сигналом для диакона, возглашающего о мире и любви, как о необходимом условии получения благодати.
  4. Раздается возглас диакона, требующего закрыть двери. Это необходимо для того, чтобы оглашенные не могли войти в церковь во время таинства.

После этого поют «Символ веры», подтверждая тем свою веру в учение Православной Церкви.

Преложение святых Даров

Освящение Даров – важная часть литургии. Священник читает анафору – евхаристическую молитву.

Анафора делится на три части: благодарственную, историческую, просительную. В первых двух частях прославляются все благодеяния Господа, вспоминаются добровольные страдания Иисуса Христа, установление им таинства Причащения. В основе третьей части лежат молитвенные прошения о ниспослании Духа Святого на верующих и предложенные Дары. В этот момент все присутствующие, вместе со священнослужителями, низко кланяются перед святыми Дарами.

Преложение святых Даров завершается прославлением Божией Матери, просительной ектенией и чтением «Отче наш». Возносят святые Дары за закрытой завесой.

Причащение верующих

После преложения Даров начинается таинство Причащения. Сначала причащаются священнослужители. Затем святые Дары выносятся, начинается причащение прихожан. Причащение начинают с младенцев. Прихожане по очереди подходят к Святой Чаше, целуют нижний край, получают просфору, запивая теплотой (смесью церковного вина и горячей воды).

Прочие действия

Причащение оканчивается вложением в потир всех вынутых частиц и переносом его на жертвенник. Происходит чтение благодарственой ектении. Верующие благодарят священнослужителей за причащение, батюшка благословляет прихожан на выход из храма, читая отпуст. Осенив причастившихся крестным знамением, батюшка уходит к алтарю, в Царские Врата, и занавесь закрывается.

Полный текст

Малая ектения

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй

Диакон: Премудрость.

Иерей: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Готовится кадило, зажигается пономарская свеча

Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О свышнем мире и спасении душ наших. Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй

Диакон: О мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй

Диакон: О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй

Диакон: О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

К прочтению:  Традиции Димитриевской родительской субботы и поминовения усопших, служба в храме и молитвы

Хор: Господи, помилуй

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Диакон: Премудрость.

Иерей: Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Отверзаются царские врата

Хор: Аминь, и поет Херувимскую песнь ( Вместо Херувимской на литургии в Великий четверг поется “Вечери Твоея Тайныя”, а в Великую субботу — “Да молчит всякая плоть”.)

Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение

Великий вход

Диакон: Великаго Господина и Отца нашего (имярек), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя епархиального архиерея), да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Иерей: Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и прирно и во веки веков.

Хор: Аминь. Яко да Царя всех подымем ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Просительная ектения

Диакон: Исполним молитву нашу Господеви.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О предложенных честных Дарех Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Прощения и оставления грехов и прегрсшений наших, у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Добрых и полезных душам нашим и мира мирови, у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшном Судищи Христове, просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Щедротами Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во реки веков.

Хор: Аминь.

Иерей: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон: Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы.

Хор: Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущую и Нераздельную.

Диакон: Двери, двери, премудростию вонмем.

Открывается завеса царских врат

Символ веры

Хор (или все молящиеся)

  1. Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
  2. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
  3. Нас ради, человек, и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
  4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погрсбенна.
  5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
  6. И восшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.
  7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.
  8. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
  9. Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.
  10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.
  11. Чаю воскресения мертвых,
  12. и жизни будущаго века. Аминь.

Евхаристический канон

Диакон: Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое Возношение в мире приносити.

Хор: Милость мира, Жертву хваления.

Иерей: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа, буди со всеми вами.

Хор: И со духом твоим.

Иерей: Горе имеим сердца.

Хор: Имамы ко Господу.

Иерей: Благодарим Господа.

Хор: Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельней.

Иерей: Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще:

Хор: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне, осанна в вышних.

Иерей: Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. (На литургии св. Василия Великого эти возгласы начинаются словами: “Даде святым Своим учеником и апостолом, рек…”.)

Хор: Аминь.

Иерей: Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов.

Хор: Аминь.

Иерей: Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся.

Хор: Тебе поем. Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся. Боже наш.

Иерей: Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.

Хор: Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

(В двунадесятые праздники и их попразднства вместо “Достойно” поется припев и ирмос 9-й песни канона (так наз, “застойник”),— они указаны в службах праздников. В Великий четверг поется ирмос 9-й песни “Странствия Владычня”, в Великую субботу — Не рыдай Мене, Мати”, в Неделю ваий — “Бог Господь”.

К прочтению:  Полный текст молитвы преподобному Серафиму Саровскому, в чем помогает молебен и как просить

Если же литургия св. Василия Великого, вместо “Достойно поем: “О Тебе радуется. Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род, освященный храме и раю словесный, девственная похвало, из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век сый Бог наш; ложесна бо Твоя престол сотвори и чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе.”)

Иерей: В первых помяни Господи, Великаго Господина и Отца нашего  (имярек), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя епархиального епископа), ихже даруй святым Твоим Церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоей истины.

Хор: И всех и вся.

Иерей: И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати Пречестное и Всликолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Иерей: И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами.

Хор: И со духом твоим.

Готовится чаша для теплоты и плат для причастия.

Ектения просительная

Диакон: Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О принесенных и освященных Честных Дарех, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа, помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О избавится нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна,.у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Добрых и полезных душам нашим и мира мирови, у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове, просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати:

Отче наш

Хор (или все молящиеся): Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Иерей: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава. Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Иерей: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон: Главы ваша Господеви приклоните,

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Благодатию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Закрываются царские врата и завеса.

Диакон: Вонмем.

Иерей: Святая святым.

Хор: Един Свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь.

Причащение священнослужителей

В алтаре причащаются священнослужители.

Причастны

***

(Любой причастен заканчивается троекратным “аллилуиа”. Устав о пении причастных стихов находится в богослужебных книгах вместе с уставом о прокимнах и аллилуариях, и за редким исключением подобен последним, т. е. когда читается два Апостола, поется два причастна, однако “аллилуиа” поется только после второго. Праздничные причастны указаны в службах праздников.)

В воскресенье: Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

В понедельник: Творяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный.

Во вторник: В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится.

В среду: Чашу спасения прииму и Имя Господне призову.

В четверг: Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их.

В пятницу: Спасение соделал еси посреде земли, Боже.

В субботу: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала.

Заупокойный: Блажени, яже избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род.

В праздники Богородицы: Чашу спасения прииму и Имя Господне призову.

В праздники апостолов: Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их.

В дни памяти святых: В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится.

***

Открываются царские врата.

Диакон, вынося Святую Чашу, возглашает: Со страхом Божиим и верою приступите!

Передает Чашу священнику.

Хор: Благословен Грядый во Имя Господне, Бог Господь и явися нам. ( В пасхальную седмицу поется “Христос воскресе ”.)

Иерей (и с ним все, желающие причаститься): Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих таинств, во оставление грехов, и в жизнь вечную. Аминь.

К прочтению:  Особенности совершения Литургии преждеосвященных Даров с пояснениями

Причащая мирян, иерей говорит: Причащается раб Божий (имя) Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в Жизнь Вечную.

Хор (во время причащения): Тело Христово приимите, Источника безсмертнаго вкусите.(В Великий четверг поется “Вечери Твоея тайныя”; а пасхальную седмицу — “Христос воскресе”.)

Иерей: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое,

Хор; Видехом Свет истинный,/ прияхом Духа Небеснаго,/ обретохом веру истинную,/ Нераздельней Троице покланяемся:/ Та бо нас спасла есть.( Вместо “Видехом свет истинный” от Пасхи до отдания поется “Христос воскресе из мертвых”; от Вознесения до отдания — тропарь Вознесения; а Троицкую родительскую субботу — “Глубиною мудрости”)

Иерей: Всегда, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь. Да исполнятся уста наша/ хваления Твоего, Господи,/ яко да поем славу Твою,/ яко сподобил еси нас причаститися/ Святым Твоим, Божественным, Безсмертным и Животворящим Тайнам;/ соблюди нас во Твоей святыни,/ весь день поучатися правде Твоей./Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

(В Великий четверг вместо “Да исполнятся” поется “Вечери Твоея тайныя”; в пасхальную седмицу “Христос воскресе”.)

Диакон: Прости приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Тайн, достойно благодарим Господа.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Яко Ты еси Освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков,

Хор: Аминь.

Иерей: С миром изыдем,

Хор: О имени Господни.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Молитва заамвонная

Иерей (стоя пред амвоном}: Благословляяй благословящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающия, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дому Твоего; Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою, и не остави нас, уповающих на Тя. Мир мирови Твоему даруй, Церквам Твоим, священником, воинству и всем людем Твоим. Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца Светов; и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь. Буди Имя Господне благословено отныне и до века (трижды)

(На пасхальной седмице поется “Христос воскресе”)

Псалом 33

(На пасхальной седмице поется многократно “Христос воскресе..”.)

Хор: Благословлю Господа на всякое время,/ выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя./да услышат кротции, и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною,/ и вознесем Имя Его вкупе. Взысках Господа, и услыша мя,/ и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся,/ и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и,/ и от всех скорбей его спасе и. Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его,/ и избавит их. Вкусите, и видите, яко благ Господь;/ блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа вси святии Его,/ яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша:/ взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. Приидйте, чада, послушайте мене,/ страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот,/ любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла,/ и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла, и сотвори благо,/ взыщи мира, и пожени и. Очи Господни на праведныя/ и уши Его в молитву их. Лице же Господне на творящия злая,/ еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их,/ и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем,/ и смиренныя духом спасет. Многи.скорби праведным,/ и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится. Смерть грешников люта,/ и ненавидящии праведнаго прегрешат. Избавит Господь души раб Своих,/ и не прегрешат вси уповающий на Него.

Иерей: Благословение Господне на вас. Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Иерей: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.

( На Пасху, в пасхальную седмицу и в отдание Пасхи вместо “Слава Тебе, Христе Боже” священнослужители поют “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ”, а хор заканчивает: “И сущим во гробех живот даровав”.

От Недели о Фоме до отдания Пасхи священник произносит: “Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, Слава Тебе”, я хор поет “Христос воскресе” (Трижды)

Хор: Слава, и ныне. Господи, помилуй (Трижды). Благослови.

Иерей произносит отпуст (в воскресенье)

Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистый Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустаго (или: св. Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския), и святаго (храма и святого, которого память в этот день), святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец

Многолетие

Хор: Великаго Господина и Отца нашего (имярек), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Прсосвященнейшаго  (имя) митрополита (или: архиепископа, или: епископа) (епархиальный титул его), братию святаго храма сего и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета.

Оцените статью
Православный религиозный информационный сайт на все случаи жизни